Отопление вагонов электропоездов ЭР1, ЭР2, ЭР9, ЭР9П и ЭР22 осуществляется электропечами и электрокалориферами. В каждом вагоне установлено по 20 печей и по одному калориферу. На электропоездах переменного тока все электропечи в вагоне соединены параллельно. На поездах постоянного тока печи собраны в четыре группы, состоящие каждая из пяти соединенных последовательно печей. Часть электропоездов ЭР1 была выпущена без электропечей, отопление пассажирских салонов осуществлялось только калориферами. Эта система оказалась неприемлемой и для ее замены были проектно-конструкторским бюро Главного управления локомотивного хозяйства разработаны чертежи и схемы, предусматривающие установку в вагонах электропечей.
Из общего количества печей в прицепных вагонах одна печь находится в туалетной, а в головных вагонах — одна в туалетной, одна в служебном помещении и четыре в кабине управления.
Малая ступень (секция I) электрокалорифера включается вместе с печами. Включение и выключение электропечей и малой секции калорифера в процессе их действия осуществляются терморегулятором, установленным в салоне.
Вторая (большая) секция II электрокалорифера работает под контролем двух контактных термометров (термоконтакторов) ТК8° и ТК16° типа ТК-1 или ТК-52, установленных в вентиляционном канале. Термометр ТК8° включает секцию II, если температура воздуха в канале снизится до +8° С, а ТК16° отключает ее, когда температура воздуха в канале станет +16° С.
В цепи контакторов отопления имеется специальная блокировка, обеспечивающая возможность включения электрокалорифера только при работающих вентиляторах. Если по каким-либо причинам воздух в вентиляционном канале достигает опасной температуры, то срабатывает термозащитное реле, которое отключает контакторы отопления. В качестве термозащитного реле применяется термореле ТР-200 или термодатчик с легкоплавким сплавом по чертежу № 62.70.40.021.
Вагоны электросекции оборудованы только электропечами. В этих вагонах вентиляция осуществляется через дефлекторы, установленные на крыше, и через открывающиеся окна вагонов.
Вагоны электропоездов ЭР оборудованы приточной вентиляцией. Воздух всасывается через жалюзи на крыше и фильтровые камеры с фильтрами типа ЦМВ двумя вентиляторами. Номинальная производительность каждого вентилятора 4 000 м3/ч, создаваемое давление воздуха 0,035 ат при скорости вращения 1 390 об/мин. Вентиляторы приводятся во вращение электродвигателями.
Нагнетаемый вентиляторами воздух проходит через электрокалорифер и попадает в потолочный вентиляционный канал с отверстиями, через которые постукает в пассажирское помещение. В тамбурах установлены потолочные вентиляторы, соединенные патрубками с крышевыми дефлекторами. Воздух из пассажирского помещения через решетки в раздвижных дверях попадает в тамбуры и через дефлекторы выходит наружу.

Рис. 142. Принципиальная схема вентиляции и отопления: 1 — фильтр; 2 — дефлектор; 3 — вентилятор типа А8 с двигателем АОМ-32-4; 4 — электрокалорифер; 5 —канал потолочный; 6, 9 — вентиляционные решетки; 7 — электропечи; 8 — рециркуляционное отверстие
В торцовой стене пассажирского помещения имеются рециркуляционные люки.
В летнем режиме работы заслонки вентиляторов открыты, а рециркуляционные люки закрыты. При температуре наружного воздуха выше +18° С производительность вентиляционной установки максимальная — работают оба вентилятора, подавая 6 600 м3/ч воздуха в вагон (один вентилятор дает 4 000 м3/ч, а другой — 2 600 м3/ч, так как у него закрыто одно из всасывающих отверстий).
В первом зимнем режиме (применяется в переходный период весна, осень, начало зимы) при температуре окружающего воздуха от +18 до —20° С один вентилятор подает в пассажирское помещение 2 400 м3/ч свежего воздуха.
Во втором зимнем режиме при температуре окружающего воздуха ниже —20° С другой вентилятор подает в пассажирское помещение 1 500 м3/ч воздуха, из которых 30—40% рециркуляционного.
На рис. 142 приведена принципиальная схема вентиляции и отопления.
Вентиляционная система моторного и прицепного вагонов электропоезда ЭР22 включает в себя четыре вентилятора типа А8 с двигателями АОМ-32-4, по два в каждом тамбуре, работающие на общий вентиляционный потолочный канал, в котором с одного конца вагона установлен электрокалорифер. С этого конца один из вентиляторов имеет заслонку.
Максимальная производительность вентиляции вагона 12 000 м3/ч используется в летний период при температуре выше +18° С. В зимнее время при температуре ниже —20° С работает вентилятор с заглушенным одним отверстием. Второй вентилятор той же установки работает в переходный период при температурах от —20 до +18° С.
Система отопления электропоезда ЭР22 состоит из электропечей и электрокалориферов для подогрева свежего наружного воздуха, поступающего в вагон через систему вентиляции.
Калорифер имеет мощность 31,8 кВт, установлен в одном конце потолочного вентиляционного канала и набран из 14 последовательно соединенных трубчатых нагревательных элементов типа ЭТ-80. Калорифер работает под контролем термоконтакторов типа ТК-52, расположенных в средней части вентиляционного канала. При достижении температуры в вентиляционном канале +16° С электрокалорифер отключается, а при снижении до +8° С — включается.
В канале вблизи калорифера установлена термозащитная плавкая вставка ТЗ, которая срабатывает при температуре 105—130° С и разрывает цепь управления, отключает калорифер от сети.
В моторном вагоне установлено 30 печей типа ПЭТ-2А, из них 4 печи в кабине управления. Общая номинальная рабочая мощность печей 19,2 кВт, в том числе 16,6 в салонах и 2,6 кВт в кабине управления. В прицепном вагоне установлено 30 печей общей мощностью 19,2 кВт, одна из этих печей — в туалетной.