Секции электропоезда ЭР200, состоящие из двух моторных вагонов, могут быть приведены в движение только совместно с головными вагонами, на которых расположена основная аппаратура управления. Поэтому минимальной движущей единицей ЭР200 является состав, включающий в себя головные вагоны, моторный вагон с токоприемником (МТ) и моторный вагон без токоприемника (М).

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200
При формировании электропоезда секции обращены друг к другу той стороной, где расположен туалет, а вагоны внутри секции — той стороной, где расположена песочница. В зависимости от потребности перевозочной работы, а также с учетом нагрузки системы электропитания железной дороги число вагонов в электропоезде может быть 4, 6, 8, 10, 12 или 14. Длина 8-вагонного поезда (см. табл. 1) является предельной по длине пролетов зданий существующих типовых электродепо. Для постановки в здание электродепо электропоезда, состоящего из 10, 12 или 14 вагонов, его приходится расцеплять на две части. Для 14-вагонных составов ЭР200 предполагают в дальнейшем построить специальное электродепо.
По планировке внутренних помещений головные вагоны электропоезда отличаются от моторных (рис. 1) наличием кабины машиниста, шкафа с оборудованием автомашиниста и бара-буфета. Вагоны МТ и М имеют однотипную планировку внутренних помещений с той лишь разницей, что гардероб для верхней одежды пассажиров в вагоне МТ размещен там, где в вагоне М находится купе для проводника. И, наоборот, купе для проводника размещено в вагоне МТ там, где в вагоне М находится гардероб. Поэтому во всех моторных вагонах электропоезда купе для проводника находятся на одной стороне относительно центрального прохода, а гардеробы для верхней одежды пассажиров — на противоположной.
Рассмотрим размещение оборудования в вагонах электропоезда. В головном вагоне в шкафу № 1, который расположен в кабине машиниста (см. рис. 1), размещены блоки управления, регистрации и питания скоростемера, а также панель с предохранителями (заводской номер 1ПА. 174). Шкаф № 2 предназначен для одежды локомотивной бригады. В шкафу № 3 служебного тамбура размещена аппаратура АЛС-200, в шкафу № 4 — блоки радиостанции ЖР-3М, управления информационной системы «Исари» и панель с промежуточным усилителем между системами автомашиниста и автоматического регулирования (1ПА. 172). В среднем шкафу № 5 размещены стойка и вводно-релейный щит системы автомашиниста. Там же имеется блок с электроаппаратурой управления вентиляцией, освещением и магнитно-рельсовым тормозом (1БА.037), а также щит приборов кондиционера.

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200
В помещении проводника вагона Г находится стол с аппаратурой радиотрансляции, в комплект которой входит также магнитофон. В шкафу № 6, расположенном в служебном отделении, содержится противопожарный инвентарь. В заднем тамбуре в шкафу № 7 расположен блок с аппарату рой управления компрессором и машинным преобразователем (1БА.043). В шкафу №8 заднего тамбура имеется блок с аппаратурой регулирования частоты и напряжения преобразователя, заряда батарей и измерительными приборами (1БА.042). На крыше вагона Г установлены антенны радиостанции ЖР-3М и радиоприемника системы радиотрансляции.

Рис. 1. Планировка внутренних помещений головного (а) моторного (б) вагонов: 1 – песочница; 2 — кабина машиниста; 3, 19, 20, 23 — шкафы № 1, 7, 8. 3 с электрооборудованием 4 — калорифер; 5 — шкаф № 2 одежды локомотивной бригады; 6 — шкаф № 3 с аппаратурой АЛС-200; 7 — шкаф № 4 с радиостанцией и электрооборудование ; 8 — аппаратура кондиционера; 9 — шкаф № 5 с аппаратурой автомашиниста; 10 — холодильник буфета; 11 — шкаф № 6 для противопожарного инвентаря : 12 — купе проводника; 13 — аппаратура радиотрансляции; 14— подсобное помещение буфета; 15— посудомоечное отделение; 16 — помещение бара-буфета; 17 — гардероб для верхней одежды пассажиров; 18 — туалет; 21 — шкаф № 1 с электроаппаратурой; 22 — шкаф № 2 с пневмооборудованием; 24 —шкаф № 4 с противопожарным инвентарем; 25— шкаф 5 с электроаппаратурой автоматического регулирования. 26 — шкаф № 6 с измерительными приборами; 27 — каналы вентиляции электродвигателей
На крыше вагона МТ установлены токоприемник, два разрядника РМВУ-3,3, фильтр ФСК-4А-2 и дроссель ДР.014 для подавления радиопомех. В переднем шкафу (см. рис. 1) установлен блок с универсальным переключателем для отключения неисправного вагона и другой электроаппаратурой (1БА.044). В шкафу № 2 переднего тамбура расположено пневматическое оборудование (вспомогательный компрессор, трехходовой кран, вентиль ВВ-3Г, редуктор и др.), а также имеется панель с электроаппаратурой управления токоприемником (1ПА. 175).

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200
В среднем шкафу № 3 расположен блок электроаппаратуры управления вентиляцией и кондиционированием воздуха, освещением, магнитно-рельсовым тормозом и др. (1БА.037). В этом же шкафу имеется щит приборов кондиционера, а также панель с аппаратурой управления отоплением и водоснабжением туалетов. В шкафу №4, расположенном рядом с купе проводника, содержится противопожарный инвентарь. В помещении проводника имеется блок с электрической аппарату рой управления и сигнализации вагона. Здесь же имеется телефон, которым пользуется проводник для сообщения машинисту электропоезда о неисправности в случае загорания одной из сигнальных ламп. Проводник может сам включать или отключать отопление туалетов, обогрев эвакуационного бака, освещение и громкоговоритель своего помещения. В шкафу № 5 заднего тамбура установлен блок с аппарату рой системы автоматического регулирования процессов тяги и электрического торможения (1БА.045). В шкафу №6 заднего тамбура размещены измерительные приборы (амперметры, вольтметры и счетчик) с шунтами и добавочными резисторами.
В вагоне М в шкафах № 3 и 4 и в помещении проводника расположено такое же оборудование, что и в соответствующих помещениях вагона МТ. В шкафу № 1 переднего тамбура установлен блок с аппаратурой управления компрессором и машинным преобразователем (1БА.043), в шкафу № 2 — аппаратура электронной противобоксовочной и противоюзной системы (блок питания и некоторое другое оборудование).

Рис. 2. Кабина машиниста; 1 – главная рукоятка контроллера; 2 — реверсивная рукоятка; 3— панель измерительных приборов и сигнальных ламп; 4 — локомотивная сигнализация АЛС-200; 5 — скоростемер; 6 — аппарат радиосвязи
В шкафу № 6 заднего тамбура имеется блок с реле блокировок безопасности, контроля электропневматического тормоза и др. (1БА.046). В шкафу №6 заднею тамбура размещен блок с аппаратурой регулирования частоты и напряжения главного преобразователя, аппаратурой заряда батареи и измерительными приборами.
В кабине машиниста головного вагона (рис. 2) установлены аппараты управления, наблюдения, сигнализации, радиосвязи и внутрипоездной телефонной связи. Пульт управления кабины машиниста (рис. 3) собран из 11 отдельных съемных блоков переключателей, электро- и пневмоизмерительных приборов.
Подвагонные ящики содержат следующее электрическое оборудование:
Номер ящика Вагон Электрооборудование 1ЯА-003 МТ Контакты: линейный, шунтировки, переходно-тормозной, мостовой 1ЯА.023 М Разъединитель параллельного соединения токоприемника, реле боксования, контактор резервирования преобразователя 1ЯА.024 М, Г Контакторы отопления и преобразователя, пусковые резисторы преобразователя 1ЯА.025 МТ Главный разъединитель, реверсор, контакторы: отопления, вспомогательных цепей, разряда конденсатора фильтра 1ЯА.026 М, Г Аппаратура отопления и водоснабжения туалетов, аппаратура системы регулирования напряжения и частоты синхронного генератора (220 В, 50 Гц) 1ЯА.027 МТ Силовой контроллер, тормозной переключатель, реле цепей управления тяги и торможения 1ЯА.028 Г Контакторы: пуска, торможения, нагрузки буфета, отопления, вентилятора кабины, экстренного опускания токоприемника Реле: контроля ЭПТ, включения автомашиниста, экстренной остановки 1ЯА.029 Г Преобразовательный агрегат АЛП-3,5 для питания сети 220 В, 400 Гц и блоки управления им 1ЯА.030 МТ Тиристорные регуляторы с принудительной вентиляцией
Принцип размещения оборудования под кузовами вагонов (рис. 4) принят следующий. Вся основная высоковольтная аппаратура управления процессами тяги и электрического торможения сосредоточена под кузовом вагона МТ. Она включает в себя тиристорный регулятор, силовой контроллер, тормозной переключатель, реверсор, высоковольтный быстродействующий выключатель, линейные контакторы, пуско-тормозные резисторы (1БС.012) обоих моторных вагонов секции, оба блока резисторов для ослабления возбуждения (1БС.011), главный разъединитель и пр.

Рис. 3. Пульт управления кабины машиниста: 1 —телефонный аппарат; 2 — штепсельный разъем стеклообогрева окон; 3 —пульт управления радиостанцией, 4 — выключатель; 5 — кнопки регулирования часов «Исари»; 6— переключатель обогрева окон; 7 — выключатели (питание АЛС-200, освещение места машиниста, нижние сигналы, верхние сигналы, освещение кабины,вентиляция кабины), 8 —выключатель вспомогательного компрессора; 9 — выключатель кондиционера; 10 — лампа сигнализации неисправности кондиционера; 11 —выключатель освещения; 12 — переключатель обогрева кабины; 13 — манометры; 14 — локомотивный светофор, 15 — громкоговоритель радиостанции; 16 — термоконтактор; 17 — переключатель освещения сигнальных ламп; 18 — указатель скорости; 19 — вольтметр, 20 — лампа сигнализации неисправности преобразователя; 21 — электропечь; 22 — указатель скорости, 23 — кнопка отпуска тормозов; 24 – переключатель обогрева правых окон, 25 — выключатель сигнализации; 26 — выключатель зеленого света; 27 — выключатель радиостанции; 23 — выключатель освещения пульта; 29 — выключатель преобразователя 400 Гц 30 — выключатель цепей управления 31 — телефонный аппарат; 32 — выключатель контроля скорости; 33 — кнопка бдительности; 34 — выключатель экстренной остановки поезда,; 35 — выключатель управления песочницей, 36 — приборы управления системой автомашинист; 37 — выключатель аварийного включения ЭПТ; 38 — переключатель яркости прожектора. 39 — выключатели ручного управления поездом (пониженное ускорение, пониженное замедление); 40 — выключатели оперативного управления (Блокирование дверей, Возврат ВА, Возврат защиты, Токоприемник поднят. Токоприемник опущен, Резервирование вспомогательных цепей)-, 41 — сигнальные лампы (двери открыты. ЛК и Т. токоприемник); 42 — реверсивная и главная рукоятки контроллера; 43 — холодильник «Морозко»; 44 — выключатель обогрева окон; 45 — выключатель обогрева маслоотделителя

Рис. 4. Расположение оборудования под кузовами вагонов Г (а), МТ (б) и М (в): 1 — приемные катушки частотного кода АЛС-200; 2 — тифон; 3 —приемные катушки числового кода АЛС-200; 4. 13. 20, 37 — резервуары на 20. 170, 6 и 55 л; 5 — локомотивный индуктор: 6 — теплообменный фильтросушильный аппарат, 7 — компрессорный агрегат; 8 — сбрасывающий клапан; 9 — конденсаторный агрегат; 10 — обогреватель сливной трубы; 11 — ящик 1ЯА.029 с электрооборудованием; 12, 36 — реле давления; 14 — ящик 1ЯА.026 с электрооборудованием, 15 — фильтровая камера; 16 — машинный преобразователь; 17, 42 — блоки 1БС.010 токоограничивающих резисторов; 18, 38 — ящики 1 ЯА.024 с электрооборудованием; 19 — электровоздухораспределитель: 21, 45 — аккумуляторные батареи. 22, 39 — фильтры; 23, 40 — мотор-компрессоры; 24. 43 — маслоотделители; 25 — ящик 1ЯА.028 с электрооборудованием; 26 — тяговые двигатели 27 — фильтровая к мера резисторов: 26 — вентилятор резисторов 29 — блок 1БС.011 резисторов, 33 — ящик 1ЯА.003 с электрооборудованием; 31— ящик 1ЯА.030 с электрооборудованием; 32 — блок 1БС.012 пуско-тормозных резисторов; 33 – ящик 1ЯА 27 с электрооборудованием; 34 — ящик 1ЯАС25 с электрооборудованием, 35 — высоковольтный выключатель 1ВВ.001; 41— ящик 1ЯЛ.023 с электрооборудованием; 44 — ящик 1ЯА 026 с электрооборудованием
Под кузовом вагона М размещены машинный преобразователь 1ПВ.004, служащий для преобразования постоянного тока напряжением 3000 В в трехфазный переменный ток частотой 50 Гц и напряжением 220 В, аккумуляторная батарея секции, мотор-компрессор, реле боксования, контакторы отопления и преобразователя, блок резисторов 1БС.010 для ограничения тока в обмотке якоря двигателя преобразователя при резких изменениях напряжения в контактной сети.

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200
Под кузовом вагона Г размещена часть такого же оборудования, что и под кузовом вагона М, а именно машинный преобразователь 1ПВ.004 с блоком токоограничивающих резисторов 1БС.010, мотор-компрессор, аккумуляторная батарея, контакторы отопления и преобразователя. Помимо этого, под кузовом вагона Г размещены приемные катушки и индуктор АЛС-200; ящик с контакторами пуска, торможения, электрооборудования буфета, отопления, вентилятора кабины, экстренного опускания токоприемника, а также с реле контроля электропневматического тормоза, включения авто машиниста, экстренной остановки и пр.; преобразовательный агрегат АЛП-3,5. Кроме того, под кузовами всех вагонов электропоезда расположены агрегаты кондиционеров (компрессоры, конденсаторы и теплообменные аппараты), а также пневматическое и тормозное оборудование. Аппаратура отопления и водоснабжения туалетов размещена на вагонах Г и М под кузовами, а на вагоне МТ — в шкафу № 3.