Для электропоезда ЭР200 установлены следующие виды и периодичность технического обслуживания и ремонта, обеспечивающие содержание всего оборудования вагонов в исправном состоянии:
- техническое обслуживание — ТО-1, ТО-2 (ежедневный осмотр), выполняемое при выезде на линию, при приемке — сдаче, в пункте оборота после прибытия;
- ТО-3 (профилактический осмотр) — через 5 суток; ТО-3 увеличенного объема —через 15 суток;
- текущий ремонт—ТР-1 (малый периодический ремонт), выполняемый через 45 суток;
- ТР-2 (большой периодический ремонт) — после пробега 100 тыс. км;
- ТР-3 — (подъемочный ремонт) — после пробега 200 тыс. км; заводской ремонт—средний ремонт, выполняемый после пробега 600 тыс. км;
- капитальный ремонт—после пробега 1800— 2000 тыс. км.
При эксплуатации электропоезда и при проведении всех видов работ по техническому обслуживанию руководствуются:
- Временной инструкцией по обеспечению безопасности движения опытных пассажирских электропоездов, обращающихся со скоростью 200 км/ч на линии Ленинград — Москва, № ЦРБ/3319, утвержденной МПС 24.8.76;
- Временной инструкцией по содержанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов № ЦРБ/3223, утвержденной МПС 25.12.74;
- Инструкцией по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог, № ЦВ-ЦТ-ЦНИИ/2899, утвержденной МПС 24.3.71;
- Инструкцией по содержанию и ремонту роликовых подшипников локомотивов и моторвагонного подвижного состава № ЦТ-2361, утвержденной МПС в 1964 г.;
- Правилами деповского ремонта электропоездов и электросекций № ЦТ-2614, утвержденными МПС в 1969 г.
Опыт эксплуатации ЭР200 позволит уточнить объемы и сроки проведения работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту оборудования. Здесь учтен первый опыт технического обслуживания электропоезда при пробеге около 150 тыс. км.
Техническое обслуживание ТО-1, ТО-2 выполняет локомотивная бригада электропоезда (машинист и помощник машиниста), комплексная и специализированные бригады локомотивного депо. При этом проверяют, нет ли признаков ослабления и сдвига ступицы колеса на оси, а также трещин в цельнокатаных колесах, на поверхности катания колес и на рабочей поверхности тормозных дисков, выбоин, ползунов, плен, вмятин, отколов, раковин, подреза, остроконечного наката и Других дефектов колесных пар. Запрещается эксплуатировать вагон, если толщина гребня колеса менее 30 мм или толщина обода колеса менее 40 мм.
Колесные пары должны полностью удовлетворять требованиям Инструкции по освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар № ЦТ/2306.
Затем проверяют:
- состояние рам тележек: отсутствие трещин, отколов, ненормированных взносов и других неисправностей;
- состояние буксового подвешивания: отсутствие трещин на проушинах корпуса букс, крепление буксовых поводков, наличие болта-пробки в нижней части корпуса буксы, отсутствие вытекания смазки через лабиринтовое уплотнение;
- крепление предохранительных тросов магнитно-рельсового тормоза (при наличии касания тросов поверхности катания колесных пар необходимо устранить его, в случае протертости заменить предохранительный трос);
- целостность заполненных воздухом пневморессор центрального подвешивания;
- крепление и тяги межвагонных соединений, плотность закрытия крышек подвагонных ящиков;
- затяжку штепсельных разъемов датчиков скоростемера и АЛС-200, автомашиниста, ДУКС, а также штепсельных разъемов магнитно-рельсового тормоза и системы «Исари»;
- целостность кабеля датчиков перегреву букс и исправность сигнализации нажатием кнопки Перегрев букс поочередно на пульте каждого купе проводника;
- работу электропневматического, пневматического и магнитнорельсового тормоза при опробовании из обеих кабин управления;
- работу электронной системы защиты от боксования и юза, действие сбрасывающих клапанов при срабатывании ДУКС на каждом вагоне (от переносного генератора импульсов), обратив особое внимание па загорание сигнальных ламп РБ на пультах в обеих кабинах машиниста (целостность сигнальных ламп);
- работу вспомогательных машин;
- работу стеклоочистителей и действие звуковых сигналов; движение поезда при управлении из обеих кабин машиниста. Если осмотру предшествовала замена на каком-либо моторном вагоне тягового двигателя, то следует проверить, совпадает ли направление вращения вала данного двигателя с направлением вращения валов остальных тяговых двигателей вагонов электропоезда. Вращение двигателей проверяют от постороннего источника питания.
В случае переформирования поезда необходимо проверить правильность включения высоковольтных межвагонных болтовых соединений и низковольтных межвагонных штепсельных разъемов, а также проверить направление вращения валов тяговых двигателей в движении при включенной тяге только на переформированной секции.
После каждого рейса проверяют на ощупь, нет ли повышенного нагрева у буксы, подшипников вала малой шестерни и редуктора. Колесные пары, на которых обнаруживают повышенный нагрев указанных узлов тележек, выкатывают для выяснения причин нагрева.
В связи с большой запыленностью окружающей среды под рамой кузова при высоких скоростях движения предусмотрено выполнять очистку фильтров машинных преобразователей после каждого рейса при возвращении электропоезда в основное локомотивное депо.
Осмотр ТО-3 выполняют комплексная и специализированные бригады локомотивного депо. Помимо всех работ, предусмотренных программой ежедневного осмотра, при ТО-3 измеряют расстояние между внутренними гранями колес, прокат по кругу катания, толщину и подрез гребней колес. Кроме того, проверяют:
- толщину тормозных накладок, которая по наружному диаметру должна быть не менее 6 мм. Накладки меньшей толщины заменяют;
- суммарный зазор между тормозными накладками и дисками колесной пары (должен быть 5—6 мм). Если зазор меньше необходимого, то регулируют установку тормозного цилиндра ТЦР-3 (см. с. 174);
- состояние рычажной передачи дискового тормоза, отсутствие трещин на поверхности тормозных дисков, ослабление крепления тормозных дисков и башмаков, наличие шплинтов, шайб и пр.;
- толщину очищающей чугунной колодки (должна быть не менее 15 мм);
- крепление и шплинтовку деталей подвески редуктора, крепление гаек и контргаек гасителей тяговых поводков;
- состояние резины (отсутствие расслабления, отслоения металлической армировки) подвески редукторов и тяговых подводков;
- крепление и шплинтовку болтов корпуса редуктора и тягового двигателя, отсутствие трещин на корпусе редуктора, состояние уплотнений, отсутствие подтекания смазки по разъему редуктора и лабиринтовым уплотнениям;
- уровень смазки в редукторе с добавлением смазки, если ее уровень ниже контрольной риски на шупе;
- состояние скользунов опоры кузова на тележках (скользун должен выступать вверх из коробки не менее чем на 3 мм);
- укрепление и шплинтовку болтов резинокордной оболочки упругой муфты, состояние оболочки (на поверхностном слое резины по всей окружности допускается сетка мелких трещин в районе крепления резинокордного элемента к металлическим частям, если только повреждение не распространилось на несущий кордовый слой элемента);
- равномерность зазора (примерно 130 мм) от головки рельсов до поверхности башмаков магнитно-рельсового тормоза в поездном положении, которая нарушается в случае поломки одной пружины в пневматическом цилиндре магнитно-рельсового тормоза. Рабочая поверхность магнитно-рельсового тормоза может быть изношена не более чем на 15 мм;
- крепление и состояние тросиков клапанов сброса воздуха из пневморессор на ходе отдачи;
- состояние буксовых и горизонтальных гидравлических гасителей колебаний, которые при обнаружении вытекания масла заменяют исправными;
- состояние всех деталей заземляющего устройства в буксах с очисткой их от графитовой пыли и смазки, и заменой изношенных щеток, резиновых прокладок, гибких шунтов и пр.;
- работоспособность всей системы противогазных устройств в комплексе со сбрасывающими клапанами;
- состояние всех деталей токоприемников. Заменяют детали с изломами и трещинами. Накладки полоза надежно закрепляют, зачищают поджоги и наплывы на их поверхности; устраняют заедания в шарнирных соединениях; добавляют смазку в полозья и шарнирные соединения; очищают от грязи опорные изоляторы и воздушный рукав токоприемника; состояние аккумуляторной батареи, удаляют грязь и соль с поверхности, затягивают гайки межэлементных соединений, выборочно проверяют уровень электролита в аккумуляторах и его плотность;
- состояние уровня электрической изоляции цепи управления посредством двух ламп Контроль изоляции (изоляция пригодна для эксплуатации, если обе лампы горят с одинаковой яркостью);
- состояние кондуитов, горловин вводных подвагонных коробок, клиц, межвагонных болтовых соединений; крепления внутривагонного и подвагонного электрооборудования и всех монтажных проводов; контактных поверхностей (силовых и блокировочных) контакторов и реле, дугогасительных камер с очисткой их от пыли; фильтров тяговых двигателей и вспомогательных машин с очисткой их от пыли и грязи;
- состояние оборудования в пассажирских салонах, в том числе дверей, замков, петель, ручек, кресел.
При наступлении зимнего периода с ожидаемой температурой наружного воздуха ниже 0°С или при постановке электропоезда в длительный отстой сливают воду из бака туалета и подогревателя воды,, вынимают предохранители ПР30 и 11Р31, сливают воду из бака бара-буфета, а также подключают питание 220 В, 50 Гц для подогрева эвакуационных баков и пакетный переключатель в купе проводника переводят в положение Внешняя сеть.
Осмотр ТО-3 увеличенного объема включает в себя все работы, выполняемые при ТО-3 и, кроме того:
- промежуточную ревизию трех-четырех буксовых узлов (выборочно) и одного буксового узла с датчиком скоростемера;
- регулировку тормозной рычажной передачи, упругой муфты и песочниц;
- ревизию заземляющего устройства.
Текущие ремонты электропоезда ЭР200 ТР-1, ТР-2 и ТР-3 выполняют с целью ревизии, замены и восстановления отдельных узлов и деталей, испытаний, регулировок, которые гарантируют работоспособность всего оборудования в течение пробега от одного вида ремонта до другого. Для основной массы механического и электрического оборудования электропоезда ЭР200, в принципе однотипного с оборудованием серийных электропоездов, текущие ремонты выполняют, пользуясь утвержденными МПС Правилами деповского ремонта электропоездов и электросекций № ЦТ/2614, Инструкцией по освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар локомотивов и электросекций, № ЦТ/2306, Инструкцией по магнитному контролю ответственных деталей локомотивов, вагонов дизель-поездов и электропоездов в депо и на локомотиворемонтных заводах № ЦТ/1835 и др.
Особенности технического обслуживания и ремонта некоторых новых типов оборудования, установленного на вагонах электропоезда ЭР200, уточняются в ходе его эксплуатации и пока не вошли в утвержденные правила и инструкции. Некоторые из них изложены ниже.
Для накопления опыта эксплуатации и ремонта выполняют комиссионные осмотры вагонов, которые по времени и пробегам увязывают с регулярными периодическими осмотрами.
При комиссионных осмотрах выкатывают тележки и выполняют частичную разборку узлов для анализа износов и неисправностей. Проверяют техническое состояние элементов буксового подвешивания и пневмоподвешивания тележек, гидравлических гасителей колебаний, элементов тягового привода: резинокордной муфты, подвесок тягового редуктора и тягового двигателя, контролируют уровень смазки в редукторе щупом. Затем проверяют состояние рабочих’ поверхностей опорных скользунов и их износ, крепление коробок и скользунов; состояние сварных и болтовых соединений в поводках, соединяющих подрессорную балку с рамой кузова (отсутствие расстройства и износа резьбового соединения, зазоров в узлах соединения с кронштейнами, просадок резиновых пакетов); отсутствие усталостных трещин в узлах соединения концевой и поперечной балок с боковинами; расстояние между подрессоренными деталями тележки и рамой кузова по вертикали (под тарой вагона при выпущенном воздухе из пневморессоры должно быть не менее 30 мм).
По износу, наличию неисправности и пробегу вагона определяют удельный износ на измеритель, оценивают интенсивность износа и эксплуатационную надежность тележек. На основании анализа этих показателей разрабатывают предложения по организации ремонта тележек.
По тормозному оборудованию проверяют отсутствие трещин в тормозных дисках, осматривают тормозные накладки, башмаки магнитно-рельсового тормоза. Замеряют выход штоков тормозных цилиндров, износ тормозных накладок и дисков, а также износ башмаков магнитно-рельсового тормоза. Проверяют износ колодки для очистки круга катания колес. Минимальный зазор между деталями дискового тормоза и буксового подвешивания (в расторможенном состоянии) должен быть не менее 5 мм.
Колесные пары после пробега 50 тыс. км осматривают, измеряют прокат, толщину гребней колес, снимают профилограмму. Результаты осмотра и измерений заносят в бланки формы ТУ-21, которые хранятся в колесном цехе. Регистрируют пробег вагона до достижения минимального диаметра колеса по кругу катания 870 мм. При этом разность диаметров колес по кругу катания для одного вагоны не должна быть более 5 мм. Кроме того, регистрируют все случаи выкатки и ремонта колесных пар и их пробеги.
Осуществляют выборочную промежуточную ревизию букс отдельных колесных пар. При каждом демонтаже букс берут пробы смазки для физико-химического анализа.