Работа гидравлического амортизатора основана на перетекании масла при движении поршня из емкости с одной стороны его в емкость с другой стороны через калиброванные каналы.
При движении поршня (рис. 183) вверх в рабочем цилиндре над ним создается избыточное давление и масло через калиброванное отверстие в диафрагме перетекает в нижнюю часть рабочего цилиндра (при этом диафрагма прижимается к гайке). Сюда же из запасного резервуара начнет поступать масло через нижний клапан. Диафрагма при этом поднимается вверх и масло проходит по канавкам направляющего кольца.
При движении поршня вниз масло возвращается в запасный резервуар через нижний клапан, а также, отжимая диафрагму верхнего клапана вверх, перетекает в пространство над поршнем.
При медленных перемещениях поршня масло не встречает большого сопротивления, а при быстрых перемещениях перетекание масла через калиброванные отверстия происходит с затруднением, что создает сопротивление движению поршня. Этим достигается гашение вибрации деталей центрального подвешивания.
Аналогично работает гидравлический амортизатор тележки типа КВ3-ЦНИИ (рис. 184), у которого конструктивно изменены детали, регулирующие перетекание масла.
Когда поршень (рис. 185) идет вверх, перетекание масла осуществляется через два щелевых канала в пространство под поршнем, которое также пополняется маслом из запасного резервуара. При быстром ходе поршня вверх, когда давление над поршнем достигает 45±5 ат, масло попадает в подпоршневую полость через перепускной шариковый клапан штока. При движении поршня вниз перетекание масла через два щелевых канала происходит в обратном направлении — из подпоршневого пространства в камеру над поршнем, одновременно масло вытесняется в запасный резервуар. При быстром ходе поршня вниз, когда давление достигнет 45±5 ат, масло начинает перетекать через перепускной шариковый клапан нижней головки цилиндра.

Рис. 183. Гидравлический амортизатор тележки типа КВ3-5/Э: 1 — запасной резервуар; 2 — рабочий цилиндр; 3 — головка рабочего цилиндра; 4 — сальник; 5 — болт; 6’— резиновая втулка; 7 —шток; 8 — кожух; 9 — верхний клапан; 10 — поршень; 11 — нижний клапан; 12 — направляющее кольцо; 13 — диафрагма; 14 — нижняя крышка; 15 — гайка; 16 — головка амортизатора

Рис. 184. Гидравлический амортизатор тележки типа КВ3-ЦНИИ: 1, 5 — кольца резиновые; 2 — кольцо поршневое; 3 — цилиндр; 4 — головка цилиндра; 6 — кольцо; 7 —гайка; 8 — штифт; 9 — головка верхняя; 10%— винт стопорный; 11 — гайка сальника; 12 — планка стопорная; 13 — сальник самоподвижной ЛРТИ 72,5×47×10; 14 — корпус сальника; 15 — кожух верхний; 16 — шток; 17 — вспомогательный цилиндр; 18 — корпус нижнего клапана; 19 — головка нижняя

Рис. 185. Положение штока гидравлического амортизатора при ходе вверх — отдаче (а) и ходе вниз — сжатии (б): 1—надпоршневая полость; 2 — резервуар; 3— подпоршневая полость. Горизонтальная штриховка — зона низкого давления; вертикальная — зона высокого давления