Для понижения напряжения контактной сети 25 000 в до номинального напряжения тяговых двигателей 275÷2 200 в, цепей отопления 600 в и вспомогательных цепей 220 в на моторном вагоне электропоезда установлен трансформатор.
Принцип работы трансформатора следующий. На сердечник 1 (рис. 12) намотаны первичная 2 и вторичная 3 обмотки. При подключении выводов АХ первичной обмотки к сети переменного тока частотой 50 гц в ней появится ток i1, который вызовет в сердечнике трансформатора переменный магнитный поток Ф той же частоты. Этот магнитный поток будет пересекать витки вторичной обмотки, в которой возникает электродвижущая сила, и при подключении к выводам нагрузки R потечет ток i2.

Рис. 12. Принципиальная схема трансформатора: 1 — сердечник (магнитопровод); 2 — первичная обмотка; 3 — вторичная обмотка; 4 — нагрузка R; А — Х — выводы первичной обмотки; a — x — выводы вторичной обмотки; W1 и W2 — число витков обмоток, соответственно первичной и вторичной
Соотношение между величиной напряжения первичной обмотки U1 и вторичной обмотки U2 соответствует соотношению числа их витков w1 и w2 и называется коэффициентом трансформации
Ток первичной обмотки в i1 раз меньше тока i2 вторичной обмотки трансформатора.
Сердечник (магнитопровод) с намотанными на него обмотками погружен в стальной сварной бак, который закрывается крышкой и заливается трансформаторным маслом. На крышке расположены выводы первичной и вторичных обмоток.
В трансформаторах применяют два типа магнитопроводов (рис. 13): стержневой и броневой.

Рис. 13. Схема магнитопроводов: а стержневого; б — броневого типов
Для лучшего охлаждения применяют принудительную циркуляцию масла с помощью специальных насосов с электроприводом. Трансформаторное масло (минеральное) обладает высокими электроизоляционными свойствами.
Расположение обмоток на стержнях применяют концентрическое (на магнитопроводах стержневого типа) и чередующееся (броневого типа). Сердечник набирают из листов электротехнической стали.
Обмотку изготовляют из меди прямоугольного сечения, а изоляцию — из специальной бумаги.
Главный трансформатор, установленный на электропоезде, имеет четыре обмотки: первичную А—X (рис. 14), тяговую 1—8 для питания тяговых двигателей, две обмотки собственных нужд: а1—х1 для питания цепей отопления и а2—х2 Для питания вспомогательных цепей.

Рис. 14. Схема соединения обмоток трансформаторов ОЦР-1000/25: А — X — выводы первичной обмотки 25 000 в; 1—8— выводы обмотки тяговых двигателей; а1—х1 — выводы обмотки для цепей отопления 600 в; а2—х2— выводы обмотки вспомогательных цепей
Магнитопровод расположен горизонтально, стержни имеют направление вдоль рельсов. Расположение обмоток на стержнях концентрическое (рис. 15). Все выводы укреплены на торцовой стороне бака трансформатора в отдельной коробке. Трансформатор подвешен под моторным вагоном электропоезда.

Рис. 15. Распоряжение обмоток трансформатора ОЦР 1 000/25 на сердечнике: 1 — изоляция ярма; 2 — башмак; 3 — прессующее кольцо; 4 — вывод А обмотки 25 000 в; 5 — вывод тяговой обмотки; 6 — обмотка собственных нужд; 7 — тяговая обмотка; о изоляционная перегородка; 9 — вывод X обмотки 25 000 в; 10 — изоляция уравнительная; 11 — первичная обмотка 25 000 в (АХ)