Конструкция и характеристики. Компрессор ЭК-7Б служит для питания сжатым воздухом тормозов и пневматических приборов электропоездов, его устанавливают на каждом головном и прицепном вагоне. Агрегат весит 483 кг, габаритные размеры его 1064×702×510 мм. Компрессор работает в повторно-кратковременном режиме с ПВ-50%, продолжительность работы под давлением не более 5 мин. Технические характеристики компрессора следующие:
Число ступеней сжатия.......................... 1 Давление рабочее............................... 8 кг/см2 Производительность при 560 об/мин.............. 0,62 м3/мин Охлаждение..................................... воздушное, естественное Число цилиндров................................ 2 Ход поршня..................................... 92 мм Диаметр цилиндра............................... 112 мм Передаточное число редуктора................... 1,81
В качестве привода компрессора использован двигатель постоянного тока типа ДК-409В. Технические характеристики двигателя следующие:
Напряжение (поминальное)................................ 1 500 В Мощность двигателя при напряжении 1 500 В............... 5 кВт То же при 1 650 В....................................... 5,5 кВт Скорость вращения при напряжении 1 500 в................ 1 020 об/мин То же при 1 650 В....................................... 1 140 об/мин Ток поминальный......................................... 3,3 А
Компрессор ЭК-7Б относят к типу горизонтальных одноступенчатых поршневых машин. Корпус его представляет собой чугунную отливку жесткой конструкции, на нем смонтированы все узлы компрессора. Так, на корпусе установлен блок цилиндров с самодействующими полосовыми всасывающими и нагнетательными клапанами. Всасывание воздуха осуществляется через воздушный фильтр.Сжатие воздуха в цилиндрах происходит вследствие возвратно-поступательного движения поршней.
Коленчатый вал опирается на два шариковых подшипника, расположенных по концам этого вала в гнездах корпуса. Во вращение коленчатый вал приводится электродвигателем через двухступенчатый редуктор, помещенный в специальном отсеке корпуса компрессора. Корпус компрессора крепят к корпусу двигателя.
Система смазки. Смазка компрессора производится разбрызгиванием. Шестерни редуктора частично погружаются в масло и, вращаясь, смазывают весь редуктор. Укрепленные на шатунах разбрызгиватели смазывают все трущиеся пары компрессора. Контролируют уровень масла по маслоуказателю, расположенному сбоку компрессора. Масло заливают до верхней риски масло-указателя. Сливают масло через коническую пробку в нижней части корпуса редуктора.
Правила эксплуатации. В условиях эксплуатации необходимо внимательно наблюдать за состоянием и работой компрессора в целом и его отдельных узлов.
Технический осмотр. Технический осмотр необходимо производить не реже, чем через один малый периодический ремонт. При этом необходимо:
- осмотреть корпус снаружи с целью выявления трещин;
- проверить, нет ли течи масла из корпуса;
- обратить внимание на состояние компрессора, на время его работы: не наблюдается ли ненормальная вибрация, шум, стуки в корпусе, в поршнях и блоке цилиндров;
- проверить действие сапуна, в случае загрязнения осторожно прочистить его, чтобы накопившаяся грязь не попала в корпус;
- определить, достаточно ли масла в корпусе: уровень масла должен находиться между рисками линейки маслоуказателя;
- проверить состояние и крепление воздухопроводов;
- установить, нет ли нагара на клапанах, ибо при наличии его снижается производительность компрессора;
- осмотреть подвеску компрессора;
- определить, плотно ли завернуты пробки и сапун в корпусе компрессора, нет ли утечки масла из них;
- проверить плотность соединения воздухопровода с компрессором; при этом прежде всего обратить внимание на первое соединение (от компрессора), так как чаще всего в нем бывает утечка воздуха вследствие температурных изменений при работе компрессора;
- проверить плотность прилегания клапанных пластин к седлам, плотность крепления досок клапанов, крепление блока цилиндров, клапанной крышки, крышки коленчатого вала, боковой и верхних крышек корпуса компрессора.
Демонтаж и монтаж. В эксплуатации компрессор приходится частично или полностью демонтировать. Во избежание порчи деталей работу по демонтажу следует выполнять после снятия компрессора в следующем порядке:
- слить масло из корпуса;
- снять боковую и верхние крышки корпуса;
- снять клапанную крышку и клапаны;
- снять блок цилиндров;
- расшплинтовать гайки шатунных болтов, отвернуть гайки, снять крышки шатунов, вынуть шатуны вместе с поршнями. Поршневые пальцы вынимают после удаления стопорных колен;
- вынуть коленчатый вал вместе с крышкой, не допуская повреждения деталей;
- разобрать коленчатый вал.
Монтаж компрессора необходимо производить в обратном порядке. При этом необходимо убедиться, что все изношенные детали заменены новыми и нарезка на крепежных деталях удовлетворительная. Шпильки, винты, болты, гайки, пробки и т. п. необходимо завернуть плотно и предохранить от самоотворачивания.
Перед монтажом следует все детали вымыть в обезвоженном керосине или бензине и просушить. В деталях необходимо проверить наличие и чистоту предусмотренных отверстий и канавок, без которых невозможна правильная циркуляция смазки. Плотность соединений, имеющих прокладки, должна быть полностью обеспечена.
В процессе сборки, после установки на место отдельных вращающихся узлов, их необходимо от руки приводить в движение для того, чтобы убедиться в отсутствии перекосов и заклиниваний. При постановке поршней в цилиндры следует соответствующим приспособлением сжагь поршневые кольца, иначе они могут упереться в край цилиндра и получить при этом повреждения. Замки поршневых колец не должны быть расположены все в одной осевой плоскости и по одну сторону от оси поршня.
По окончании сборки проверяют от руки вращение вала и движение всего механизма. Если не обнаружено заклинивания, толчков .и ударов, можно сборку считать удовлетворительной.
Неисправности, повреждения компрессора и способы их устранения приведены в табл. 4.
Неисправности и повреждения | Причина возникновения | Способ устранения |
Перегрев подшипников | Плохая обработка трущихся поверхностей | Проверить пригонку |
Перекос, сильно затянутые болты | Устранить перекос, ослабить затянутые болты | |
Отсутствие или недостаток смазки | Проверить подачу масла. Заменить грязное масло свежим | |
Грязное масло | Промыть корпус и налить свежее масло | |
Перегрев цилиндров, клапанов и крышки клапанов | Отсутствие или недостаток смазки | Проверить подачу масла |
Неправильная работа поршня и поршневых колец вследствие перекоса поршня на пальце шатуна | Устранить перекос, поставить новые поршневые кольца | |
Стук в компрессоре | Эллипс у шатунных шеек коленчатого вала | Проверить шейки |
Разработаны головки шатунов | Вынуть соответствующее количество прокладок и подтянуть | |
Ослабление болтов крышки головки шатуна | Подтянуть болты | |
Заедание поршневых колец вследствие плохой смазки и нагара | Заменить смазку, удалить нагар | |
Износ шариковых подшипников | Заменить новыми | |
Ослабление пальца во втулке шатуна или в поршне | Поставить новый палец и втулку с увеличенными диаметрами | |
Ослабление втулки пальца в шатуне | Поставить новую втулку с увеличенным диаметром | |
Поломка пластин клапанов | Поставить новые клапаны | |
Поломка какой-либо детали компрессора | Немедленно остановить компрессор. Сломанные детали заменить новыми | |
Сработались по ширине поршневые кольца | Поставить новые поршневые кольца | |
Снизилась производительность | Поломка клапанных пластин | Заменить новыми |
Нагар на клапанных пластинах и седлах | Удалить нагар | |
Выбоины на седлах клапанов или клапанных пластинах | Прошлифовать клапанные доски, сменить пластины | |
Задиры на рабочей поверхности цилиндра или большая выработ-( ка цилиндров | Прошлифовать цилиндры, поставить новые поршневые кольца | |
Сработались поршневые кольца | Поставить новые | |
Неплотное соединение цилиндра и крышки клапанов с клапанами.Пробило прокладку | Заменить прокладку, собрать плотно | |
Недостаток смазки | Выяснить причину и устранить ее; добавить смазку | |
Выбрасывание масла в воздухопровод | Изношенные поршневые кольца, выработка в цилиндре — эллипс | Поставить новые кольца, устранить эллипс |
Падает конечное давление сжатого воздуха | Пропускают поршневые кольца | Сменить поршневые кольца |
Неисправность клапанов | Осмотреть клапаны, если требуется, исправить | |
Загрязнение воздушного фильтра | — | Прочистить воздушный фильтр |
Нет подачи масла | В корпусе мало масла | Налить в корпус свежее масло |
Засорение смазочных отверстий | Прочистить смазочные отверстия |