Технические данные. Двигатель типа П-41 имеет горизонтальное защищенное исполнение. На конические свободные концы вала насажены крыльчатки вентилятора. Направление вращения двигателя левое, клеммная коробка расположена слева, если смотреть со стороны коллектора. Режим работы длительный, возбуждение смешанное (компаундное). Основные характеристики двигателя:
Мощность длительная при 300 об/мин.............. 0,2 кВт Мощность длительная при 900 об/мин.............. 0,9 кВт Мощность длительная при 1200 об/мин............. 1,2 кВт Рабочее напряжение.............................. 50 В Пределы изменения скорости вращения при регулировке обмоткой якоря......... 300—900 об/мин То же при регулировке обмоткой возбуждения...... 900—1200 об/мин Вес двигателя................................... 7,2 кг
Уход за электродвигателем типа П-41. Машину необходимо содержать в чистоте. На периодическом ремонте ее нужно очистить от грязи, пыли и т. д. Особенно тщательно надо ухаживать за коллектором. Наличие металлической пыли вызывает искрение и приводит к обгоранию коллектора. На каждом техническом осмотре коллектор следует протирать чистой мягкой неволокнистой сухой тряпкой, слегка смоченной в бензине или спирте.
Если на поверхности коллектора замечены значительные следы обгорания, чистку следует производить стеклянной шкуркой от №180 до 220, навернутой на деревянную колодку, хорошо прилегающую к поверхности коллектора. Шлифование коллектора без колодки недопустимо. Ширина бумаги должна быть равна длине коллектора. Шлифование можно производить при номинальной скорости машины без нагрузки. Минимальный допустимый диаметр изношенного коллектора равен 117 мм, номинальный 125 мм.
На каждом малом периодическом ремонте необходимо проверять износ щеток. Износившиеся до предельного размера щетки необходимо заменить запасными соответствующей марки. Вновь установленные щетки должны полностью прилегать к коллектору. Притирку щеток производят стеклянной шкуркой от № 46 до 220, которую закладывают между коллектором и щеткой (шерохрватой стороной к щетке). При этом стеклянную бумагу необходимо прижимать к коллектору и протаскивать вперед и назад до тех пор, пока поверхность щетки не совпадет с поверхностью коллектора.
Щетки, которые не надо заменять, при этом должны быть подняты. Опуская их на поверхность коллектора, необходимо следить за тем, чтобы они заняли прежнее положение.
Необходимо, чтобы щетки свободно передвигались вдоль обоймы (без заеданий) и в то же время зазор не превышал 0,15 мм. При сработавшейся щетке допустим зазор по ширине не более. 0,15 мм (по оси коллектора). Периодически следует проверять нажатие щеток на коллектор. Слишком сильное нажатие ведет к чрезмерному нагреву коллектора и быстрому износу как коллектора, так и щеток. Слабое нажатие вызывает опасное искрение. При давлении на щетку ниже нормального необходимо заменить пружину в механизме щеткодержателя или сменить сам щеткодержатель.
Щетки применяют марки ЭГ-4, размеры и фасон по ГОСТ 8611 — 57, удельное нажатие 0,15—0,2 кГ/см2. Предельно допустимая рабочая высота изношенной щетки равна 15 мм. Зазор между нижней кромкой обоймы щеткодержателя и поверхностью коллектора составляет 1,5—2,5 мм.
При нормальной работе подшипников смену смазки и осмотр их необходимо производить при большом периодическом ремонте, но не реже одного раза в год. После вскрытия подшипника нужно удалить смазку, промыть полость подшипника и подшипник сначала керосином, затем бензином при наклонном положении, обмоткой кверху.
После прочистки необходимо заполнить смазкой не более 2/3 объема полости. Добавлять смазку следует при каждом малом периодическом ремонте.
Неправильное положение траверс вызывает искрение и может привести к выходу коллектора из строя.
Положение нейтрали определяют следующим образом. Через обмотку возбуждения неподвижной машины пропускают ток (напряжение 8—12 в). К зажимам якоря подключают вольтметр с пределами измерения 0,15—0,75 в.
Включая и выключая ток, протекающий по параллельной обмотке, и передвигая щетки, добиваются такого положения последних, при котором вольтметр будет показывать нуль. Сопротивление изоляции машины должно быть не ниже 0,5 Мом в холодном состоянии и 0,30 Мом в нагретом.