Кузов. Для содержания вагона в необходимом санитарно-техническом состоянии нужно следить за его внешним видом и поддерживать чистоту внутри вагона.
Чтобы поезд имел хороший внешний вид, необходим уход за наружной окраской электровагонов, который заключается в следующем:
- раз в 10 дней поверхность вагона следует промывать 3%-ным раствором (жидкого) мыла в теплой воде (температура 35—40°С);
- ветошью, смоченной в мыльном растворе, удалять с поверхности грязь, пыль, жировые пятна и прочее, после чего поверхность промывать чистой теплой водой и протирать насухо фланелью.
Кроме того, периодически по мере стирания краски с оборудования, аппаратуры, подвешенной под рамой вагона, осей двигателей, торцов камер с электрооборудованием и др., происходящего под действием песка при движении вагона, необходимо производить подкраску.
Промывку в зимнее время следует выполнять в закрытом помещении. Участок промывки должен быть хорошо освещен и удобен для доступа к кузову со всех сторон.
Категорически запрещается:
- соскабливать или обтирать высохшую грязь и пыль сухой тряпкой;
- протирать поверхность керосином или маслом (за исключением трансформаторного масла);
- употреблять при промывке соду, кислоты или растворители.
Внутреннее помещение. Внутри вагона нужно убирать мусор, подметать и мыть полы, вытирать пыль на диванах, полках, карнизах и т. п.; стекла в окнах и дверях и плафоны протирать тряпками. Кроме такой уборки, внутренние помещения вагона следует периодически, в установленный срок, промывать раствором сулемы или другим дезинфицирующим раствором.
Для сохранения деревянного настила в тамбуре и линолеума в пассажирских помещениях необходимо при износе более чем на 20% линолеума в тамбурах и дорожки в пассажирском помещении заменить их полностью. При местных износах линолеума следует ставить заплаты на казеиновом клее.
После промывки поверхность линолеума натирают мастикой, состоящей из: 32% церезина (с температурой плавления 70°С), 3% карнаубского воска, 65% скипидара. Скипидар можно заменить бензином, а церезин — парафином. Чтобы придать цвет мастике, в нее добавляют 0,1% жирорастворяющейся краски «Судан».
Для обмывки павинола применяют эмульсию следующего состава: вода 1 л, мыло нейтральное 50 г, бензин технический ГОСТ 443—56 («Калоша») 150 г. Эмульсию мыла нужно развести в 1/3 л теплой воды. Затем к густому раствору добавить постепенно 150 г бензина. В полученную смесь влить 650 г воды. После промывки эмульсией следует обмыть павинол водой и протереть его насухо.
Для окраски павинола могут быть применены пентафталевые эмали ПФ-115 ГОСТ 6465—63 или масляные краски. Подклейку павинола производят казеиновым клеем «Экстра» (В-107) ГОСТ 3056—45.

Рис. 4. Схема, поясняющая регулировку створок наружных раздвижных дверей
На каждом пятом профилактическом осмотре при осмотре кузова необходимо убедиться в правильности работы тамбурных и внутривагонных дверей, смазать их направляющие ролики и петли согласно карте смазки (см. приложение 1). Замки дверей должны быть исправны, недопустимо самооткрывание дверей.
Внутри вагона проверяют крепление диванов, их поручней, багажных полок и вешалок. Ослабленные крепления следует подтянуть. Необходимо проверить состояние оконных рам, стекол и действие оконных замков, лопнувшие или разбитые стекла заменить новыми, а дребезжащие укрепить полосками резины. На летний период зимние рамы вынимают. На зимний период эти рамы ставят на место в соответствии с нанесенными на них номерами. Необходимо также проверить состояние люков в полу, разбухшие и треснувшие люки привести в исправное состояние.
Поезда ЭР2 можно эксплуатировать на линиях, имеющих как высокие, так и низкие платформы. Для этой цели в тамбуре возле наружных раздвижных дверей установлена откидная подножка, на нижней стороне которой прикреплен поручень. При эксплуатации поездов на участках с высокими платформами откидную подножку крепят двумя болтами к полу тамбура, а на участках с низкими платформами— двумя болтами к стене тамбура.
Наружные раздвижные двери. В случае оседания или перекоса дверных створок регулировку их производят в следующем порядке (рис. 4).
Открывают лючки 1, расположенные в верхних углах дверных створок, и наддверной люк. Отгибают стопорную шайбу 2 и отпускают гайку 3. Вращая винт 4 за квадратную головку, необходимо отрегулировать створки так, чтобы обеспечивалось плотное прилегание уплотнителей, а створки ходили без заеданий. Затем затягивают гайку 3 и закрывают лючки.
В эксплуатации необходимо регулярно очищать от грязи или снега и льда подножки и пазухи раздвижных дверей. Для очистки последних на боковых стенах кузова имеются карманы. При очистке пазух двери следует установить в положение «Двери закрыты», через лючок кармана скребком выбросить снег или грязь и затем проверить, перемещаются ли створки до резиновых упоров.
Периодически, не реже чем через один профилактический осмотр, необходимо смазывать рельсы и сепараторы раздвижных дверей согласно карте смазки (приложение 1).
Раздвижные двери из тамбура в пассажирское помещение. Двери подвешены на роликах, перекатывающихся по наклонному рельсу. Благодаря наклону рельса к середине вагона обе створки двери после открывания их сами закрываются.
Внизу дверь скользит по направляющему рельсу. Необходимо следить за тем, чтобы не происходило заедания двери, верхних роликов и низа двери при движении по направляющему угольнику.

Рис. 5. Схема расположения стопорных угольников: 1—2 – положения стопорных угольников соответственно в летний и зимний периоды; 3 — дверь; 4 — рельс; 5 — упор
Дверь в закрытом положении удерживается усилием пружины, которое создается в том случае, когда направляющие ролики переходят за выступы металлической планки. В летний период для удержания дверей открытыми стопорные угольники, укрепленные па верхнем уголке дверного проема, должны быть переставлены при открытой створке с позиции 1 на позицию 2 (рис. 5).
Автосцепки, упругие площадки и подножки. Правила эксплуатации, нормы износа и указания по ремонту автосцепки приведены в Инструкции по ремонту и содержанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог (И 227-ЦВА) и альбоме «Автосцепка». Категорически запрещается смазывать головки автосцепок, так как это ведет к повышению износа головок. Опорную планку розетки, на которой лежит головка автосцепки, нужно при каждом малом периодическом ремонте очищать от грязи, пыли и смазывать. Одновременно с осмотром автосцепки необходимо осматривать упругую переходную площадку.
При осмотре площадки следует убедиться в отсутствии ее перекоса, очистить и промыть керосином раму, шпинтоны и пружины, проверить износ рамы, шпинтонов и шарнирных соединений. Шпинтоны не должны иметь трещин и изгибов.
Пружины и рессоры площадки, имеющие трещины и изломы, заменить новыми.
Смещение хомута рессоры не должно превышать 4 мм. Износ, болтов крепления рессоры к кузову допускается не более 2 мм, а валиков, соединяющих рессору с шарнирами, — не более 4 мм. После осмотра и необходимого ремонта трущиеся плоскости рамы, шпинтоны и шарнирные соединения должны быть смазаны,
Начиная с 1968 г. на упругой площадке вместо верхней рессоры устанавливают пружинные амортизаторы. Уход за ними аналогичен уходу за шпинтонами. Износ валиков крепления амортизатора допускается не более 4 мм.
Для обеспечения безопасности входа и выхода пассажиров в начале каждой смены необходимо убедиться, что подножки вагонов очищены от грязи, а в зимнее время от снега и льда.
Регулирование высоты установки путеочистителя. По мере износа бандажей колесных пар тележек головного вагона по кругу катания, износа опорных скользунов кузова и тележек, а также просадки рессор необходимо на периодических осмотрах электропоездов производить проверку высоты нижней кромки путеочистителя от уровня головок рельсов. В эксплуатации под тарой вагона она должна быть не меньше 250 мм. Если же эта высота меньше 250 мм, съемный лист путеочистителя необходимо поднять, переставив его на следующий ряд отверстий.