Редуктор и его подвешивание показаны на рис. 188 и 189. Корпус редуктора стальной литой с толщиной стенок 12 мм. При помощи серьги, специального болта с резиновым амортизатором редуктор подвешен к кронштейну поперечной балки тележки.
Серьга имеет предохранительное устройство на случай обрыва подвесного болта. На электропоезде ЭР22 (рис. 190) подвеска редуктора отличается от принятой на электропоездах ЭР1, ЭР2, ЭР9 и ЭР9П. Вместо серповидной серьги применен стержень, который одним концом через резино-металлический элемент (амортизатор) закреплен на кронштейне редуктора, а другим концом через такой же амортизатор закреплен на кронштейне поперечной балки рамы тележки. Такая конструкция позволила применить укороченный кронштейн поперечной балки и уменьшить воздействие от редуктора на поперечную балку рамы тележки.
К стакану опоры редуктора закреплен узел заземления (рис. 191), в котором имеются щетки для заземления высоковольтных цепей на ось колесной пары.
Для соединения вала тягового двигателя с валом шестерни редуктора на электропоездах первого выпуска применена кулачковая муфта, которая передает крутящий момент от двигателя колесной паре и компенсирует несоосность вала двигателя и вала шестерни редуктора, возникающую при движении поезда. Муфта состоит из двух кулачков, насаженных на вал якоря тягового двигателя и на вал шестерни редуктора, и объединяющего их корпуса с уплотнением. Корпус может перемещаться вдоль оси валов на 7—8 мм и поворачиваться в плоскости кулачков на угол до 5°.

Рис. 188. Редуктор: 1 ось колесной пары; 2 — корпус узла заземления; 3 — роликовый подшипник № 32140Л1; 4 опорный стакан; 5 — корпус редуктора; 6, 8 — роликовые подшипники вала шестерни; 7 шестерня; 9 —роликовый подшипник № 92140Л1; 10 — колесный центр
В 1966—1967 гг. вместо кулачковой муфты стали применять упругую муфту, которая не имеет трущихся изнашиваемых деталей, не требует смазки, изготовляется из материалов, не являющихся дорогостоящими и дефицитными, а также за счет своей упругости снижает динамические нагрузки в приводе.

Рис. 189. Подвешивание редуктора: 1, 2 — нижняя и верхняя половины корпуса; 3—серьга; 4 — болт подвесной; 5 — резиновые амортизаторы; 6 — гайка

Рис. 190. Узел подвески редуктора тележки моторного вагона электропоезда ЭР22: 1 — стержень; 2 — гайка специальная; 5 —стержень предохранительный; 4, 6 — амортизаторы, 5-штифт; 7-шайба стопорная
Муфта (рис. 192) состоит из небольшого количества деталей. На концы валов якоря тягового двигателя и малой шестерни насажены стальные фланцы, к которым закреплена упругая резино-кордная оболочка. Со стороны шестерни оболочка к фланцу прижимается полукольцами и закрепляется болтами с шайбами. Со стороны тягового двигателя оболочка крепится разрезным кольцом, которое стягивается неразрезным кольцом. В полукольцах и разрезном кольце запрессованы втулки, которые при монтаже оболочки входят в отверстия фланцев.

Рис. 191. Узел заземления электрической цепи на ось колесной пары: 1 — корпус: 2, 10 — болт; 3 — упор; 4 — корпус щеткодержателя; 5 — крышка; 6 — натяжной замок; 7 — пластина; 8 — наконечник; 9 — щетки

Рис. 192. Упругая муфта: 1, 7— стальной фланец; 2 — иеразрезное кольцо; 3— болт; 4 — шайба; 5 — упругая оболочка; в – полукольцо; 8— шайба с прорезью
Упругая муфта допускает паралельное смещение осей валов якоря тягового двигателя и шестерни редуктора до 15 мм и продольное смещение их до 30 мм. На РВЗ разработаны чертежи упругой муфты, у которой стальные фланцы имеют одинаковую конструкцию, как со стороны вала якоря, так и со стороны вала шестерни.
Таблица 108 Технические данные зубчатой передачи
Показатели | Электросекция
Ср3 |
Электропоезда | |
ЭР1, ЭР2,
ЭР9, ЭР9П |
ЭР22 | ||
Число зубьев: | |||
зубчатого колеса | 70 | 73 | 75 |
шестерни | 19 | 23 | 22 |
Передаточное число | 3,69 | 3,17 | 3,41 |
Модуль, мм | 10 | 10 | 10 |
Величина централи, мм | 445 | 485 | 490 |