Контактор КМВ-104,1 открытого исполнения предназначен для работы во вспомогательных цепях (по схеме МК1 — МК5) постоянного тока электропоездов, его устанавливают в брызгопыленепроницаемой камере (ящике).
При подаче напряжения на катушку электромагнита якорь притягивается к сердечнику и происходит включение контактора (замыкание силовых контактов), так как подвижной контакт прикреплен через изоляционную деталь к якорю. Гашение дуги происходит в щелевой дугогасительной камере в поле постоянного магнита.
Все узлы и детали контактора смонтированы на изоляционной пластмассовой панели, которая является основной несущей деталью. Она изготовлена из прессмассы АГ-4В.
К якорю электромагнитного привода (электромагнита) крепят изолятор с подвижным контактом — подвижную контактную систему. Панель имеет две запрессованные резьбовые втулки (М10) для крепления контактора к несущей конструкции. Контактор снабжен лабиринтно-щелевой дугогасительной камерой. Для создания магнитного дутья использован постоянный магнит и два полюса, скрепленные заклепкой. Все вместе они составляют систему дугогашения, базирующуюся на горизонтальных изоляционных стойках.
Система дугогашения является неразборной. Северный полюс постоянного магнита системы дугогашения находится с правой стороны контактора, если смотреть на контактор со стороны зажима «+» (стойка вокруг северного полюса постоянного магнита покрашена в синий цвет, зажим « + » находится у подвижного контакта, зажим «—» у неподвижного контакта). Технические данные контактора следующие:
Напряжение номинальное........................... 3000 В Напряжение максимальное.......................... 4000 В Номинальное напряжение цепи управления........... 50 В Ток номинальный до............................... 100 А* Раствор силовых контактов........................ 21—24 мм Провал силовых контактов......................... 6—12 мм Нажатие силовых контактов: начальное.................................... ≥0,4 кг конечное..................................... 1,0—4,2 кг Сопротивление включающей катушки................. 84,4+6,7-4,2 Ом Напряжение отпадания............................. ≥25 в Габариты контактора.............................. 325×450×100 мм Номинальная отключающая способность при индуктивности 10 мГн: номинальный отключаемый ток.................. до 250 А* предельный отключаемый ток................... до 350 А* критический ток.............................. 0,25 А Максимальная отключающая способность при напряжении 3600 В............................ до 220 А*
Примечание. Величины, отмеченные знаком *, относятся к открыто установленному контактору. При установке контактора в оболочке (ящике) эти величины определяются конкретными условиями монтажа.
Контроль работы контактора заключается в проверке состояния контактов, движения контактной системы ,и регулировке отключающей пружины.

Рис 33. Схема измерения индукции
При каждом контрольно-техническом осмотре поезда необходимо проверять движение подвижной системы, крепление контактора, силовых контактов, а также отсутствие соприкосновения гибкого соединения и изоляции подвижной системы, рога подвижного контакта и стенки дугогасительной камеры.
При каждом малом периодическом ремонте необходимо:
- поверхности изоляционных деталей протереть сухой безворсной ветошью;
- проверить состояние силовых контактов. При необходимости зачистить подгары на силовых контактах. После зачистки соприкосновение контактов должно происходить на длине не менее 80% ширины контакта;
- тщательно осмотреть дугогасительную камеру. Измерить сопротивление изоляции стенок камеры, установленной на контактор; между дугогасительными рогами при надетой дугогасительной камере оно должно быть не менее 50 Мом. Если сопротивление изоляции ниже, следует произвести сушку камеры и при необходимости устранить соприкосновение дугогасительного рога подвижного контакта и стенок камеры. При обнаружении в устье камеры налета зеленого цвета прочистить ее сухой безворсной ветошью;
- проверить состояние гибкого соединения, при износе более чем на 25% соединение заменить новым;
- определить величину индукции постоянного магнита при разомкнутых силовых контактах. Она должна быть в зоне дугогашения в месте, указанном на рис. 33, не менее 60 гс. В противном случае собранную дугогасительную систему необходимо намагнитить исходя из расчета 3 000 ампер-витков на 1 см длины постоянного магнита. Измерение индукции следует производить гауссметром класса точности не менее 2,5 с датчиком Холла производства Чехословацкой фирмы «Метра» или другим равноценным гауссметром с пределом измерений не более 2 000 гс;
- проверить состояние выводов катушки электромагнита;
- после проведенных работ контактор и камеру (ящик) продуть сухим сжатым воздухом.
Возможные неисправности контактора указаны в табл. 8.
Таблица 8
Неисправность | Вероятная причина неисправности | Метод устранения |
Подвижной контакт касается стенок дугогасителной камеры | Ослабла скоба крепления подвижной контактной системы к ярму электромагнита | Произвести регулировку скобы |
Перекрытие по поверхности изоляционного держателя подвижной контактной системы | Загрязнение держателя или касание гибкого соединения изоляции держателя | Изоляцию держателя протереть сухой ветошью и устранить соприкосновение гибкого соединения и изоляции держателя |
Оторвалось гибкое соединение | Неудовлетворительное припаивание наконечников. Невнимательное обслуживание контактора в условиях эксплуатации | Установить новое гибкое соединение |
Контактор не отключил ток. Сгорела дугогасительная камера или другие узлы контактора | Не выполнены указания по наблюдению за дугогасительной камерой, при эксплуатации контактора сопротивление изоляции было ниже 50 Мом. Дугогасительный рог подвижного контакта касался стенки дугогасительной камеры. Заедание подвижного контакта в камере | Провести ревизию дугогасительной камеры, очистку ее и сушку. Устранить касание рога подвижного контакта и самого контакта стенок дугогасительпой камеры. При сильном повреждении камеры или других узлов контактора произвести их замену новыми |
Хранение контакторов и запасных частей к ним должно производиться в закрытых помещениях в условиях, исключающих порчу контактора, при температуре окружающего воздуха не ниже 5°С и относительной влажности не более 80%. Контактор нельзя хранить в среде, содержащей взрывоопасные и химически активнее газы и пары, разрушающие металлы и изоляцию.
При отдельной транспортировке контактора КМВ-104,1 следует использовать его ящик поставки завода РЭЗ.