Конструкция. Регулятор (по схеме СРН) вибрационного типа с угольными контактами имеет литой магнитопровод с неподвижной катушкой, весит 5,1 кг- В кольцевом зазоре, образованном расточкой магнитопровода и сердечником неподвижной катушки, расположена подвижная катушка. Подвижной угольный контакт прикреплен к коромыслу биметаллической пластины. Неподвижные контакты установлены на изоляционной колодке. Подвижной контакт и правый неподвижный при отсутствии тока в катушке замкнуты. Технические данные регулятора следующие:
Максимальный ток контактов....................................... 7 а Максимальное напряжение при размыкании контактов................. 30 в Максимальная мощность искрения................................... 40 вт Раствор контактов................................................ 0,5 мм Напряжение катушек............................................... до 75 в Катушки неподвижная подвижная Чертеж........................................................... 5ТР.520.025 5ТР.520.075 Сопротивление при 20°С, ом....................................... 2,3 +8(-5)% 0,96 +8(-5)% Марка провода и его диаметр, мм.................................. ПЭВ ø1 ПЭЛ ø0,55 Число витков..................................................... 825 145 Длительный ток, а................................................ 1,8 1,8 Ток равновесия, а................................................ 1,75 1,75 Число витков..................................................... 12¾ — Ток длительный................................................... 60 а —
Регулировка и уход за регулятором. Регулировку регулятора рекомендуется производить следующим образом:
- Проверить отсутствие трения в подвижной системе при перемещении подвижного контакта между крайними положениями. Зацепление подвижной катушки за части магнитопровода, вызванное перекосом якоря, может быть устранено правкой алюминиевого коромысла.
Притупленные или зазубренные призмы и их гнезда, на которых качается якорь, а также притупленные концы оси должны быть восстановлены доводкой абразивом и шлифовкой. Необходимо устранить продукты коррозии. Места доводки должны быть тщательно очищены и покрыты тонким слоем смазки УН ГОСТ 782 — 59 или 1Л3 ГОСТ 12811 —67. Эти работы может производить только квалифицированный слесарь в условиях соответственно оборудованных мастерских- Качка якоря в поперечном направлении (вдоль оси вращения) не допускается. - Ослабить хомуты, сжимающие угольные контакты, и, сдвигая правый контакт вдоль оси, установить якорь в среднем исходном положении. При этом подвижной контакт установится вертикально, а торец подвижной параллельной катушки — параллельно втулке магнитопровода. В тех регуляторах, у которых имеется указатель положения, якорь следует установить в положение, при котором указатель совпадает с красной чертой.
- Подогнать подвижной и правый неподвижный контакты, пользуясь тонкой стеклянной бумагой (№ 180), так, чтобы площадь касания контактов составляла не менее ¾ общей площади. Лучшим признаком хорошего прилегания контактов друг к другу является неустойчивое положение искры на определенном месте поверхности контактов во время их работы («бегающая искра»).
- Сдвигая левый контакт вдоль его оси, установить зазор между левым и средним контактами, равный 0,5 — 0,8 мм (в зависимости от степени и характера износа поверхностей контактов), и подогнать левый неподвижный и подвижной контакты так, как указано в п. 3 для правого контакта.
- При подгонке контактов всегда придерживать рукой подвижной контакт во избежание раскачивания и изгиба якоря при скольжении стеклянной бумаги. Подгонку следует производить при затянутых хомутах неподвижных контактов. По окончании подгонки никакое ослабление хомутов, сдвиг или поворот неподвижных контактов не допускается. В положении касания подвижного и правого неподвижного контакта зазор между подвижным и левым неподвижным контактом должен быть равен 0,5— 1,0 мм.
- Очистить все части регулятора от угольной пыли, продуть и протереть мягкой тканью, углубления очистить от пыли мягкой волосяной кистью. Для уменьшения загрязнения регулятора надо при подгонке контактов подложить снизу кусок ткани или бумаги.
- Если при подгонке контактов якорь установлен в правильное исходное положение, то не требуется изменять натяжение пружины. Это проверяют по току равновесия (1,7—1,8 а) в параллельных катушках регулятора. При таком токе якорь уравновешен в среднем положении, т. е. подвижной контакт находится посередине между неподвижными.
При отсутствии равновесия необходимо изменить натяжение пружины, вращая ее регулировочный винт. После поворота винт должен быть зафиксирован контргайкой. Без этого проверять ток равновесия подвижного контакта нельзя.
Регулировка на панели. После предварительной и обязательной проверки регулятора необходимо произвести электрическую регулировку аппарата. На стенде испытательной станции регулировку производят в следующем порядке.
К зажимам Р93-30 подключают вольтметр. Плавно изменяя напряжение с помощью регулировочной пружины регулятора, устанавливают напряжение равновесия подвижного контакта (51—52 в). Напряжение касания левого контакта должно быть не более чем на 1 в больше напряжения равновесия; напряжение касания правого контакта должно быть не более чем на 1 в меньше напряжения равновесия. Проверяют регулировку регулятора на Электропоезде следующим образом.
Предварительно необходимо определить величину тока заряда аккумуляторной батареи, для чего по щитовому амперметру найти ток общей нагрузки. Затем, отключив рубильник батареи, заметить показание прибора. Разность двух показаний прибора определяет величину тока заряда батареи в заданный момент времени.
Регулятор должен быть отрегулирован так, чтобы установившийся ток заряда полностью заряженной батареи был равен 1,2— 2,0 а. Для того чтобы ток заряда соответствовал указанной величине, напряжение заряда должно быть (ориентировочно) равно:
а) 50,0 — 51,0 в при температуре окружающей среды выше 20° С;
б) 52,0 — 53,0 в при температуре от — 5 до +20° С;
в) 53,5—54,5 в при низких отрицательных температурах.
Эти цифры приведены как справочные, так как определить их прибором, имеющимся на панели, с достаточной точностью нельзя. Кроме того, напряжение зависит от срока службы, качества батареи и других факторов.
В то же время установившийся ток заряда не должен выходить за указанные пределы (1,0 — 2,0 а), так как при токе заряда, меньшем 1,0 а, батарея не будет полностью заряжена, отчего снизится срок ее службы, а при токе, большем 2,0 а, будет происходить интенсивное выкипание электролита. Если установившийся ток равен 6,0 а, то начинается недопустимо большое выделение водорода.
Для проверки правильности включения последовательной катушки регулятора необходимо в момент, когда ток заряда превышает 10 а, отключить рубильник батареи: напряжение генератора должно несколько возрасти. Если напряжение при этом заметно уменьшается, то необходимо поменять местами провода, подходящие к последовательной катушке.
Уход за регулятором напряжения необходимо осуществлять в строгом соответствии с данной инструкцией. Эксплуатация поезда с неправильно отрегулированным регулятором напряжения может привести к полному выкипанию электролита и другим опасным последствиям.
Необходимо в зависимости от времени года (температуры электролита) периодически проверять установившийся ток заряда более точным прибором, включенным в цепь батареи вместо предохранителя П2 панели ПУ10, и производить подрегулировку регулятора напряжения.
Установившимся конечным следует считать ток заряда батареи, не изменяющийся в течение 1,0—1,5 ч, с момента, когда он перестал уменьшаться.
Эксплуатация. При эксплуатации необходимо периодически, не реже одного раза в месяц, осматривать регулятор, обращая
особое внимание на величину зазора. Если он увеличился до 2 мм, то необходимо установить правильный зазор и произвести подгонку контактов, как указано выше.
Два-три раза в неделю (контрольно-технический осмотр) необходимо протирать угольные контакты мягкой бумагой для снятия с них нагара. Это увеличивает срок службы контактов. При каждой проверке состояния аппаратуры необходимо определить, нет ли трения при движении якоря.
При правильной регулировке и надлежащем уходе регулятор напряжения типа СРН – 8 в системе освещения поездов может работать в течение четырех-пяти недель без подгонки контактов и регулировки.