Вагоны электропоезда ЭР2 оборудованы электропневматическим колодочным тормозом с двусторонним нажатием колодок на бандажи колес. Рычажно-тормозная передача моторного вагона (рис. 85) состоит из четырех самостоятельных взаимозаменяемых узлов (по два на каждой тележке). В каждый узел входит: тормозной цилиндр (диаметром 10), установленный на раме тележки, рычажная передача и автоматический регулятор (пневмомеханического действия) выход штока тормозного цилиндра по мере износа тормозных колодок.

Рис. 85. Рычажно-тормозная передача моторного вагона: 1 — тяга передняя; 2 — рычаг горизонтальный; 3 — тяга крайняя; 4—траверса с башмаками; 5 —тяга; 6— планка; 7 — авторегулятор выхода штока; 8 — тормозной цилиндр

Рис. 86. Рычажно-тормозная передача прицепного вагона: 1, 2 — скобы; 3 — тяга ручного тормоза; 4 — муфта; 5 — тяга кривого рычага; 6 — привод ручного тормоза; 7, 16 —тяга центральная; 8, 17 — тяга балансира; 9— балансир; 10 — кронштейн; 11, /3 — рычаг; 12 — затяжка; 14 — авторегулятор; 15 — муфта

Рис. 87. Рычажно-тормозная передача головного вагона: 1 — привод ручного тормоза; 2, 3, 5, 8 — тяга ручного тормоза; 4, 15, 17 — рычаг; 6, 7 — муфта стяжная; 9 — скоба; 10 — тяга балансира; 11 — балансир; 12 — скоба; 13 — тяга центральная; 14 — кронштейн; 16 — затяжка; 18 — авторегулятор; 19 — тяга центральная; 20 — муфта
Рычажно-тормозная передача прицепного вагона (рис. 86) приводится в действие от цилиндра (диаметром 14) и состоит из горизонтальных рычагов и тяг, размещенных под рамой кузова, и рычажной передачи, размещенной на тележках. Постоянный выход штока поддерживается автоматическим регулятором хода поршня усл. № 536М. Рычажно-тормозная передача головного вагона показана на рис. 87.
Рычажно-тормозная передача предусматривает возможность эксплуатации поездов с чугунными колодками с повышенным содержанием фосфора (колодки из фосфористого чугуна) и с колодками из неметаллических композиционных материалов (пластмассовые колодки).
У моторных тележек на наклонных рычагах, соединенных непосредственно с тормозными цилиндрами, и на кронштейнах рамы имеется по два отверстия, предназначенных для изменения положения мертвой точки. Этим достигается изменение передаточного отношения и, следовательно, силы нажатия тормозных колодок на бандажи.
У прицепных и головных вагонов на горизонтальных рычагах, соединенных с тормозным цилиндром, имеется по два отверстия для изменения положения затяжки, т. е. передаточного отношения.