Назначение. Реле Р-103 используют в качестве защитного при перегрузке силовых цепей в сочетании с реле Р-102 (механизм возврата). При срабатывании одного из них другое остается устойчиво в положении последнего включения (становится на защелку или освобождает от защелки якорь механизма возврата). Возврат может быть осуществлен вручную или дистанционно.
Технические характеристики реле приведены в табл. 9.
Таблица 9
Тип | Обозн. в схемах электр. цепей | Кол-во контактов | Ном. напр., В | Катушка | |||||
Пределы тока срабатывания, а | Сопр. при 20° С, ом | Марка провода | Размер провода, мм | Число
витков |
Ток длительный, а | ||||
Р-103.4 | РП | — | 3 000 | 265 ±5 | – | МГМ | 14×3,05 | 4 | 150 |
Р-103.1 | РПО | — | 3000 | 27±0,5 | 0,066 | ПБД | ø2,26 | 42 | 15 |
Р-103.3 | РПД | — | 3 000 | I секция 45 ±2 I + II секции 8—12 |
0,01 0,128 |
ПБД ПЛШО |
2,1×2,1 ø1,35 |
24
80 |
8,5
10 (ПВ 25%) |
Р-103.3 | РПК | — | 3 000 | I секция 35±2 I + II секции 8-12 |
0,01 0,128 |
ПБД ПЛШО |
2,1×2,1 ø1,35 |
24
80 |
8,5
10 (ПВ 25%) |
Р-102 | ПРА | — | 50 | 0,7-0,95 | 23,3 | ПЭЛ | ø0,38 | 1550 | Импульсный |
Р-102.1 | РП | 3 размыкающих
1 замыкающий |
50 | 0,7-0,95 | 23,3 | ПЭЛ | ø0,38 | 1550 | Импульсный |
Р-102.2 | РПО | 2 замыкающих
2 размыкающих |
Катушка не используется | ||||||
Р-102.11 | РПД, РПК | 1 размыкающий | 50 | 0,7-0,95 | 23,3 | ПЭЛ | ø0,38 | 1550 | Импульсный |
Р- 102.6 | ПРА | 1 замыкающий
1 размыкающий |
50 | 0,7-0,95 | 23 ;з | ПЭЛ | 0,38 | 1550 | Импульсный |
Примечание. Для реле Р-102 длительный ток контактов равен 20 а, контактное нажатие 0,2—0,3 кГ, раствор контактов 4 мм, суммарный раствор 5 мм, провал 1,5—2,5 мм.
Конструкция. Реле имеет Г-образный магнитопровод. К якорю 1 (рис. 37) приклепана изоляционная тяга, изолирующая механизм возврата от высоковольтной катушки 14. На якоре реле возврата 7 установлены три контактных мостика 10.

Рис. 07. Реле перегрузки (тип Р-103) с механизмом возврата (тип Р-102): 1 — якорь; 2 — регулировочный винт; 3 и 9 — гайка регулировочная; 4 — планка изоляционная; 5 — упор валика; 6 — защелка; 7 — якорь реле возврата; 8 — регулировочный винт реле возврата; 10 — мостик контактный; 11 — катушка реле возврата; 12 — пружина; 13 — шкала; 14 — высоковольтная катушка; 15 — флажок сигнальный
Регулировка. Регулировке подлежит реле, смонтированное на панели совместно с механизмом реле возврата. Перед регулировкой необходимо произвести:
внешний осмотр реле, проверку соответствия его чертежам, качества сборки и действия подвижных частей;
проверку монтажа электрических соединений;
замер контактного нажатия, величин раствора и провала контактов;
замер сопротивления катушки реле.
Порядок регулировки следующий:
- Якорь реле возврата запереть защелкой 6 механизма возврата.
- Подать питание на катушку реле перегрузки от источника тока с плавной регулировкой тока до 500 а.
- При плавном изменении тока с помощью регулировочного винта 8 и пружины 12 отрегулировать ток срабатывания реле в соответствии с таблицей уставок и обмоточными данными аппаратов. Отрегулированное реле должно четко срабатывать.
- Произвести проверку уставки реле не менее трех раз.
- Отрегулированную гайку зафиксировать контргайками, нанести риски красной эмалью и запломбировать.
- Для регулировки реле поездов постоянного тока следует пользоваться источником постоянного тока.
При регулировке реле возврата необходимо использовать источник питания с плавным изменением напряжения до 100 в. Регулировку производить в той же последовательности, что и для реле перегрузки, руководствуясь техническими данными.