За основную поездную единицу электропоездов ЭР2 и ЭР2Р принят 10-вагонный электропоезд, состоящий из двух головных Пг, пяти моторных М и трех прицепных П вагонов. В эксплуатации эти поезда могут формироваться из 4, 6, 8, 10 и 12 вагонов (рис. 5. а).
Для обеспечения условий автономности поезда число вагонов в нем должно быть не менее четырех, из них два вагона — головные с кабинами управления. Наибольшее число вагонов, выбираемое по условиям нагрузки цепей управления и длинам пассажирских платформ, — 12. В любом варианте электропоезд содержит два головных вагона, а количество моторных равно половине общего числа вагонов.

Рис. 4. Общий вид и планировка вагонов электропоездов ЭР2 (а) и ЭР2Р (б)
Различают механическое, электрическое и пневматическое оборудование вагона. К механическому оборудованию относятся кузов, ходовые части, редукторы и тягово-сцепные устройства; к электрическому — токоприемники, пускорегулирующие аппараты; к пневматическому — аппараты и приборы тормозной системы, устройства подачи звуковых сигналов, стеклоочистители, резервуары, краны и др.

Рис. 5. (а) Схемы формирования электропоездов ЭР2 и ЭР2Р

Рис. 5 Расположения междувагонных соединений на ЭР2Р (б) и ЭР2 (в)
В вагонах предусмотрены тамбуры, наружные двери которых закрываются и открываются посредством электропневматических приводов.
Кабины управления предусмотрены только в головных вагонах электропоездов. Для входа в кабину управления имеется служебный тамбур.
Электропоезда обслуживают пригородные линии, характеризующиеся короткими перегонами и высокой интенсивностью движения, поэтому они должны иметь высокие ускорение и замедление для реализации высоких скоростей на всех участках обращения. Основные технические данные 10-вагонных электропоездов ЭР2 и ЭР2Р приведены в табл. 1.
Таблица 1
Показатель | Характеристика электропоезда серии | |
ЭР2 | ЭР2Р | |
Масса, т: | ||
Поезда | 467,9 | 494,8 |
Моторного вагона | 54,6 | 57,85 |
Головного вагона | 40,9 | 42,3 |
Прицепного вагона | 38,3 | 40,55 |
Конструкционная скорость, км/ч | 130 | 130 |
Мощность часового режима (номинальная), кВт: | ||
Общая | 4 000 | 4 800 |
Моторного вагона | 800 | 960 |
Ток часового режима, А: | ||
Общий | 1 460 | 1 625 |
Моторного вагона | 292 | 325 |
Скорость движения при часовом режиме и полном возбуждении, км/ч | 52,0 | 56,5 |
Скорость движения при продолжительном режиме и ослабленном возбуждении, км/ч | 82,5 | 82 |
Ускорение поезда с пассажирами на прямом горизонтальном участке пути, м/с2 | 0,6 | 0,72 |
Замедление поезда с пассажирами на прямом горизонтальном участке пути, м/с2 | 0,8 | 0,8 |
Размеры кузова вагона, мм: | ||
Длина | 19 600 | 19 600 |
Ширина (по гофрам) | 3 522 | 3 522 |
Высота собственная | 3 146 | 3 146 |
Высота от головки рельса | 4 253 | 4 253 |
Высота вагона от головки рельса, мм: | ||
При опущенном токоприемнике | 5 486 | 5 486 |
При поднятом токоприемнике | 6 986 | 7 026 |
База вагона, мм | 13 300 | 13 300 |
Количество мест для сидения: | ||
Всего | 1 037 | 1 039 |
В том числе в вагоне: | ||
Моторном | 110 | 110 |
Прицепном | 107 | 107 |
Головном | 84 | 84 |
База тележки вагона, мм: | ||
Моторного | 2 600 | 2 600 |
Прицепного | 2 400 | 2 400 |
Масса тележки вагона, Т: | ||
Моторного | 14,7 | 15,7 |
Прицепного | 7,0 | 8,0 |
Диаметр колеса вагона по кругу катания, мм: | ||
Моторного | 1 050 | 1 050 |
Прицепного | 950 | 950 |
Головного | 950 | 950 |
Передаточное число | 3,17 | 3,41 |
Число тяговых двигателей поезда | 20 | 20 |
Длина поезда по осям автосцепки, мм | 201 810 | 201 810 |
Высота автосцепки от уровня головки рельса на головном вагоне, мм | 1 070 | 1 070 |
Примечания.
- Подвеска тяговых двигателей рамная.
- На электропоездах ЭР2 установлены тяговые двигатели типа УРТ-110В, на ЭР2Р — типа 1ДТ-003.1.
- Расчетный коэффициент загрузки вагона 1.5. т. е. половина от числа сидящих пассажиров стоит.