Назначение и устройство скоростемера. Скоростемер СЛ-2М (рис. 232), устанавливаемый на электропоездах, является самопишущим измерительным прибором. Он показывает суточное время в часах и минутах, скорость движения. На скростемерной ленте записывается пробег в километрах, длительность пробега и остановки электропоезда, время стоянки, скорость в километрах в час, давление в тормозном цилиндре, включенное положение ЭПК, наличие на локомотивном светофоре желтого, желтого с красным и красного огней светофора.

Рис. 232. Общий вид скоростемера СЛ-2М
В корпусе скоростемера 3 расположены механизмы и узлы. Через застекленное окно крышки 15 скоростемера видны стрелки указателя скорости 10 и часов 9, а также показания счетчика километров 12. Завод часов и перевод их стрелок производятся ключом 8, а сброс показания счетчика — ключом 11.
Лентопротяжный механизм и регистрирующее устройство закрыто откидным кожухом 6 с прижимом 4. В кожухе имеется стекло 7, через которое видны писцы, ввернутые в держатели. Писцы перемещаются в вертикальном направлении по стойкам 5. Регистрирующее устройство состоит из четырех электромагнитов и четырех писцов.
К корпусу скоростемера присоединены индикатор 2 давлений воздуха в тормозных цилиндрах, приводной валик 13 с масленкой 14 и штепсельный разъем 1.
Для заправки скоростемерной ленты открывают кожух, надевают на ведомую катушку (с правой стороны) ленту и запирают пружинной защелкой. Затем заправляют свободный конец ленты под иглы писцов и лентопротяжного валика и на ведущей катушке закрепляют обоймой, выполненной полой гильзой с боковой прорезью.
Привод скростемера. Он служит для осуществления связи первой колесной пары головного вагона со скоростемером. Механический привод скоростемера 3СЛ-2М имеет следующие основные узлы: червячный редуктор 11 (рис. 233), телескопический вал 10, конический редуктор 9 и нижний 8, наклонный 7, верхний и промежуточный валы. Верхний вал расположен в подшипниковом узле 6.

Рис. 233. Общий вид привода и установки скоростемера 3СЛ-2М
Скоростемер 4 расположен на пульте кабины машиниста и крепится к кронштейну 5 с вертикальными и горизонтальными пазами, предназначенными для установки скоростемера. Соосность между валиком скоростемера и верхним промежуточным валиком регулируют шайбами 2 и гайками 1 и 3.
Червячный редуктор с передаточным числом 11,5 расположен в крышке правой буксы первой колесной пары головного вагона.
Червячный вал получает вращение через обгонную муфту от резьбовых пальцев, ввернутых в торец оси колесной пары. Обгонная муфта отключает привод скоростемера при движении головного вагона кабиной назад. Червяк передает вращение валу червячного колеса, который через резинотканевый рукав соединен с телескопическим валом 10.
Телескопический вал через резинотканевый рукав передает вращение коническому редуктору, который крепится к нижнему фланцу вертикальной трубы, приваренной к буферному брусу рамы кузова. В конструкции телескопического вала использованы капроновые втулки с квадратными отверстиями, через которые проходит металлический квадратный вал, имеющий возможность перемещения вдоль этих втулок.
Для смазывания подшипниковых узлов промежуточных опор и конического редуктора предусмотрены специальные масленки. Технические данные и указания по уходу за скоростемером в процессе эксплуатации приведены в
Инструкции по эксплуатации и ремонту локомотивных скоростемеров СЛ-2 и СЛ-2М и приводов к ним.
Расшифровка скоростемерной ленты. На верхнем поле скоростемерной ленты шириной 30 мм регистрируются минуты с цифрами от 0 до 30 и часы — от 0 до 24 . На стоянке минутный писец пишет вертикальную линию в масштабе 1 мм — 1 мин. Наколы часов производятся по вертикали через каждые 1,25 мм. Каждые полчаса минутный писец поднимается на 30 мм и падает вниз, прочерчивая на ленте вертикальную линию. Время стоянки определяется по высоте вертикальной линии. Наколы часов располагаются влево от получасового спада на расстоянии 6 мм. При движении электропоезда запись минут и часов осуществляется по наклонной линии, которая меняется в зависимости от скорости движения. Отметками фиксируются включение локомотивной сигнализации и опускание писца после нажатия рукоятки бдительности, а также работа локомотивной сигнализации в режиме периодического нажатия рукоятки бдительности.
Нижнее поле скоростемерной ленты отмечено цифрами скорости движения электропоезда. На этом поле записываются, кроме скорости, давление воздуха в тормозном цилиндре, пройденный путь по наколам с расстоянием между смежными наколами 5 мм, соответствующими 1 км пути. Изменение давления в тормозном цилиндре записывается вертикальной линией. При загорании на локомотивном светофоре желтого, желтого с красным и красного огней соответствующий писец перемещается вниз на 2,5—3,0 мм и прочерчивает горизонтальную линию; как только произойдет смена огня локомотивного светофора, писец переместится обратно в исходное, положение.
При срабатывании ЭПК для определения скорости движения и времени необходимо левее отложить 42,5 мм и провести вертикальную линию, пересекающую линии времени и скорости.
При появлении красного или желтого с красным огня локомотивного светофора для определения времени их появления и скорости движения электропоезда необходимо по ленте от начала записей отложить в левую сторону 20 мм и провести вертикальную линию, пересекающую кривую скорости и времени; пересечения линий и будут искомыми точками.
Для определения скорости и времени при появлении желтого огня локомотивного светофора необходимо от начала записи желтого огня отложить в правую сторону 27 мм и описанным выше методом определить искомые точки.
При расшифровке скоростемерной ленты можно определить весь режим ведения поезда, пробег электропоезда за смену, места включения и выключения автостопа и приборов бдительности, нарушения скоростей движения поезда по перегонам и станциям, при красном и желтом огнях светофоров, нарушение управления тормозами, проезд запрещающего путевого сигнала, выключение АЛСН ключом ЭПК и др. При расшифровке скоростемерных лент пользуются специальным шаблоном.