На каждом головном и прицепном вагоне установлены два главных резервуара объемом по 170 л. Они служат для запаса сжатого воздуха и его охлаждения. В них собираются конденсат и масло. Резервуары установлены под вагоном и соединены последовательно между собой. Главный резервуар представляет собой цилиндр с выпуклыми днищами. Цилиндрическая часть изготовлена из листовой стали толщиной 5…6 мм и имеет продольный сварной шов, днища выполнены из стали толщиной 6…8 мм. Трубы воздухопроводов ввертывают в штуцеры, приваренные к стенкам резервуара.
Каждый главный резервуар имеет паспортную металлическую табличку, на которой указаны его номер, год выпуска, наибольшее допускаемое давление и объем резервуара в литрах.
Запасные и питательные резервуары являются емкостями сжатого воздуха, необходимого при торможении. На каждом вагоне электропоездов ЭР2Т и ЭД2Т установлен один запасной резервуар объемом 55 л и два питательных резервуара объемом 78 л.
На днище запасного резервуара имеется штуцер диаметром 1″ для трубы от воздухораспределителя. Штуцер диаметром ½” на цилиндрической части резервуара используется для установки выпускного крана или пробки (заглушки).
Маслоотделители, фильтры, пылеловки. Чтобы обеспечить надежную работу автотормозных приборов, сжатый воздух следует очищать от конденсата, примесей масла и грязи.
Если в главных резервуарах воздух имеет достаточно большую влажность, то наличие влаги в тормозной магистрали не допустимо, особенно в зимних условиях. Для этого применяют охлаждающие змеевики, фильтры, маслоотделители и т.д.
Маслоотделитель служит для выделения масла, которое подается вместе со сжатым воздухом в воздухопровод из картера компрессора. Это — цилиндр, закрытый сверху крышкой и имеющий выпускной кран. Внутри цилиндра между двумя решетками находится крупная железная стружка.
При прохождении загрязненного воздуха через стружку масло осаждается и стекает вниз, вместе с маслом отделяется и влага. Очищенный воздух через верхнее отверстие поступает в главный резервуар.
Фильтр УФ-2 очищает воздух, засасываемый компрессором. Всасывающую трубу компрессора присоединяют к фланцу, на котором укреплен цилиндр, обтянутый фетром, и сетчатый цилиндр. Между стенками цилиндров заложена фильтрующая набивка из тонкой латунной проволоки или из капронового волокна. Оба цилиндра закрыты кожухом, и воздух засасывается через кольцевой зазор, образуемый кожухом и фланцем, далее через фильтрующую набивку и сетчатый цилиндр он поступает в компрессор.
Пылеловка служит для очистки воздуха, поступающего к воздухораспределителю из магистрали. Её корпус разделён на две камеры, в которых установлены заглушки. Чтобы очистить камеры и выпустить из них конденсат, вывёртывают заглушки и продувают пылеловку воздухом.
Утечки сжатого воздуха. Плотность тормозной (или питательной) магистрали характеризуется снижением давления в единицу времени. Снижение давления, наблюдаемое по манометрам, должно быть: в тормозной магистрали — не более чем 0,2 ат в течение одной минуты с нормального зарядного давления; в питательной сети — не более чем 0,2 ат в течение 3 мин с давления 8 ат.
Появление утечек воздуха в эксплуатации объясняется двумя причинами: низким качеством монтажа воздухопроводов (плохая резьба на трубах и соединительных частях, плохая подмотка в резьбовых соединениях) и слабым креплением воздухопроводов, арматуры и тормозных приборов, что приводит к вибрации и тряске и расстройству соединений. Утечки воздуха приводят не только к его большому расходу, но и, самое главное, к частым включениям компрессоров, к поступлению тёплого воздуха в пневматические сети и выделению влаги, что в зимнее время может закончиться замораживанием магистралей и пневматической аппаратуры.
Свыше 75% всех утечек воздуха в поезде приходится на соединительные головки рукавов, на магистральный воздухопровод, отводы к распределителям и другим приборам, соединительные муфты, тройники, угольники и.т.д. Практически постоянные утечки наблюдаются в дверных вентилях и цилиндрах. Места утечек обнаруживают на слух, по темным масляным пятнам на трубах и соединениях и путём обмыливания воздухопроводов, арматуры и пневматических приборов. Как известно, при низких температурах металлические детали и резиновые уплотнения сокращаются в объёме, что приводит к увеличению утечек, и наоборот, при повышении температуры во многих местах утечки могут пропадать сами по себе. Однако следует стремиться их предупреждать. Необходим высококачественный монтаж пневматического оборудования, систематические проверки крепления трубопроводов, плотности фланцевых соединений приборов.
Правила техники безопасности запрещают при наличии сжатого воздуха в цепях поезда устранять утечки в резьбовых соединениях и вывёртывать краны, клапаны, рукава. Ремонтные работы разрешены только после выпуска воздуха из воздухопровода, камер и резервуаров. При этом воздухораспределитель должен быть выключен.