Общее описание тормозной системы

Тормозная система высокоскоростного электропоезда «Сапсан» представляет собой электропневматическую тормозную систему на базе непрямодействующего тормоза, которая была специально разработана для высокоскоростных поездов.

Виды торможения

При применении электропневматического или пневматического тормоза на высокоскоростных поездах всегда происходит разрядка тормозной магистрали вне зависимости от уровня заданного тормозного усилия. На высокоскоростных электропоездах «Сапсан» различают два вида разрядки тормозной магистрали: служебную и экстренную.

Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Главная установка снабжения сжатым воздухом

Главная установка снабжения сжатым воздухом А01 рис. 6.9 является модульной установкой и располагается в подвагонном пространстве вагонов с тяговым преобразователем SR T 04 и SR T 07. Она снабжает тормозную систему и других потребителей сжатым воздухом с рабочим давлением 8,5—10 атм.

Вспомогательная установка снабжения сжатым воздухом

Для обеспечения подъема токоприемников электропоезд «Сапсан» оборудован вспомогательными установками снабжения сжатым воздухом (U01) рис. 6.11. Когда электропоезд приведен в рабочее состояние, питание двигателя вспомогательной установки снабжения сжатым воздухом осуществляется от аккумуляторных батарей, а при работающих преобразователях собственных нужд — от бортовой сети 110 В.

Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Система управления торможением

Основным элементом для передачи управляющего пневматического сигнала является тормозная магистраль (HL), давление в которой регулируется электронными блоками управления тормозной системой, расположенными на каждом вагоне (тормозной контейнер в подвагонном пространстве). ТМ проходит через все 10 вагонов электропоезда.

Модуль управления тормозной магистралью

Посредством воздухораспределителей типа КЕ реализуется следующий алгоритм работы тормоза: падение давления в тормозной магистрали приводит к повышению давления в тормозных цилиндрах, а повышение давления в тормозной магистрали — к понижению давления в тормозных цилиндрах.

Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Модуль резервного управления тормозной магистралью

В случае отказа элементов модуля управления тормозной магистралью давлением в ТМ можно управлять с помощью резервного тормозного крана типа ZB11-6.

Модуль воздухораспределителя

Каждый воздухораспределитель В01.5.02 типа КЕ, находящийся в модуле воздухораспределителя В01.5 (рис. 6.14), преобразует поступающее от модуля управления тормозной магистралью В01.2 давление ТМ в управляющее давление Сv для преобразователя давления DU, которое затем становится давлением в тормозном цилиндре С.

Модуль преобразователя давления

Управляющее давление Сv, составляющее от 0 до 3,7 атм, от воздухораспределителя направляется в модуль преобразователя давления В01.4 к двухступенчатому преобразователю (реле) давления В01.4.06. На основании управляющего давления Сv формируется давление в тормозных цилиндрах, которое зависит от типа каждого конкретного вагона.

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Модуль стояночного тормоза

Стояночный тормоз служит для удержания электропоезда на месте. В каждом вагоне предусмотрено управление стояночным тормозом при помощи импульсного клапана В01.3.02, который контролирует давление в магистрали управления стояночным пружинным тормозом С-FS.

Управление функциями торможения

Электронное управление различает функции управления торможением электропоезда, отдельного сегмента и отдельного вагона. Отказ одной из функций ограничивается тем вагоном, где произошел отказ, поэтому функции вагона выполнены без резервирования, т.е. в каждом контейнере один блок управления тормозами В01.1 берет на себя управление местными функциями вагона.

Приборы управления и устройства контроля

Для управления или контроля различных функций тормозной системы в распоряжении обслуживающего персонала имеются манометры, индикаторные приборы, рукоятки управления, а также возможность диагностики с помощью программного обеспечения электропоезда. К этим устройствам относятся: электронный тормозной контроллер FS41-2, резервный тормозной кран ZB11-6, клапан экстренного торможения SBV2, манометры, индикаторные приборы на наружной стороне вагонов, дисплеи ИЧМ.

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Управление торможением

Задача управления торможением состоит в том, чтобы контролировать все имеющиеся для замедления электропоезда тормозные системы. Высокоскоростные электропоезда «Сапсан» оснащены следующими из них: системой служебного и экстренного торможения и системой стояночного пружинного тормоза.

Режимы торможения

Система служебного и экстренного торможения электропоезда служит для торможения вручную или автоматического торможения с соответствующей скорости электропоезда путем подходящего управления электрическим или пневматическим фрикционным тормозами.

Режимы служебного тормоза

Изменение программы торможения производится путем нажатия кнопки на тормозном контроллере FS41-2. В зависимости от выбора программы торможения («Нормальный режим», «Пропорциональный режим», «Режим прибытия на тупиковый путь» и «Режим чистки дисков») и скорости электропоезда осуществляется реализация различных способов применения тормозных систем.

Тележечное оборудование

Тормозное тележечное оборудование моторной тележки состоит: из колесных тормозных дисков с центрированием сухарей (D05) на моторной оси; клещевых механизмов для колесных тормозных дисков типа RZKK с кронштейном, мембранным цилиндром, без пружинного аккумулятора стояночного тормоза (D02); клещевых механизмов для колесных тормозных дисков типа RZKK с кронштейном, мембранным цилиндром и пружинным аккумулятором стояночного тормоза (D03); дистанционного управления ручным аварийным устройством отпуска стояночного пружинного тормоза (D08).

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Тормозные диски

На моторных вагонах SR B и SR T на каждую ось имеется по два колесных тормозных диска, а на немоторных вагонах DR T, TR T и BA T — по три осевых диска. Для монтажа тормозных дисков диаметр ступицы среднего тормозного диска немоторной оси больше, чем у внешних дисков. Благодаря этому при замене средних дисков они при монтаже не сталкиваются со ступицей внешних дисков.

Тормозные накладки ISOBAR

Тормозная накладка из медно-углеродистого сплава состоит из нескольких расположенных на небольшом расстоянии друг от друга элементов, с помощью которых достигается равномерное поверхностное давление на тормозной диск. Элементы крепятся на плиту (накладку).

Клещевые механизмы

На ЭВС «Сапсан» используются компактные клещевые механизмы, оптимизированные по весу, с мембранным цилиндром типа RZKK с кронштейном. Эти клещевые механизмы отличаются модульной конструкцией раздельных узлов тормозного цилиндра, регулятора износа и пружинного аккумулятора (при исполнении с функцией стояночного тормоза), а также компактностью конструкции, позволяющей минимизировать место для монтажа в тележке при малом весе.

Вспомогательное оборудование

Если требуется привести электропоезд в рабочее состояние при отсутствии давления в главных резервуарах, то для этого применяется вспомогательная установка снабжения сжатым воздухом U01, при помощи которой можно создать необходимое давление в воздушном резервуаре U02. Модуль токоприемника находится в контейнере тормозного оборудования В01 соответствующего вагона с токоприемником.

Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Буксировка электропоезда

При серьезных неисправностях, не позволяющих электропоезду двигаться самостоятельно, он должен быть отбуксирован. При буксировке электропоезда «Сапсан» пневматический тормоз управляется от тормозной магистрали буксирующего локомотива.

Принцип действия основных приборов тормозной системы

Давление во всех камерах воздухораспределителя отсутствует. Под действием пружины сжатия трехходовой клапан G отводится в нижнее положение (рис. 6.22). Тарелка клапана 1 прилегает к корпусу. Впускной клапан 2 (R-Cv) закрыт, а выпускной клапан 3 (Cv-O) открыт. Диафрагма 4 прижимается пружиной 5 к толкателям 6, опирающимся на тарелку клапана 1. Ускорительный клапан 7, под действием пружины сжатия герметично прижат к тарелке трехходового клапана 1 и таким образом отсоединяет L от атмосферы. Пружина сжатия прижимает сопловый выключатель H к седлу клапана VH и отсоединяет L от A. Ограничитель минимального давления F и ограничитель максимального давления E открыты.

Оставьте свой отзыв



Публикации по разделам:

Логотип Эсткор и сайта etrain.ru

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

Поддержку Интернет-ресурса осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" (ОГРН: 1205000045700, ИНН/КПП: 5012102260/501201001). Все права защищены.

Обратная связь

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980