В связи с возросшими требованиями к электропоездам и современным уровнем техники электрические схемы электропоездов усложняются, увеличивается номенклатура и количество электрооборудования, устанавливаемого на электропоездах. Возникла необходимость более рационального размещения оборудования на вспомогательной площади вагона и монтажа его на вагоне.
Принцип монтажа отдельных панелей и аппаратов в шкафах и служебных помещениях вагона теперь не оправдывает себя. В настоящее время применяют блоки с аппаратурой, состоящие из сварной металлоконструкции, на которой укреплены отдельные аппараты с функциональной зависимостью по электрическому монтажу. Весь монтаж электрической проводки блока производит завод-изготовитель. Блоки устанавливают в служебных шкафах вагона. На блоках смонтированы клеммовые рейки для монтажа внутривагонной проводки.
Большинство аппаратов силовой цепи электропоезда размещено в подвагонных камерах, представляющих собой сварную каркасную конструкцию. Для удобства монтажа и осмотра оборудования камера имеет шесть окон (по три с каждой стороны) со съемными крышками. Двойное уплотнение из губчатой резины служит для предотвращения попадания пыли, снега и брызг. Каждая крышка прижимается шестью пружинными замками.
Наибольший размер камеры по условиям прочности и технологичности — 2 700 мм. В камере имеется освещение, для включения которого на торцовой части в защитном кожухе размещен пакетный выключатель. Провода подвагонного монтажа входят в камеры через отверстия с резиновыми уплотнениями.
Расположение оборудования на вагонах электропоезда ЭР2

Рис. 294. Расположение оборудования под кузовом моторного вагона ЭР2
Моторный вагон. Под кузовом вагона на тележках расположены четыре тяговых двигателя 1 (рис. 294), камера с аппаратурой ЯК-106 2, пусковые сопротивления КФ-115 3, демпферное сопротивление КФ-35 4, сопротивление ослабления поля КФ-33 5, ящик для размещения запасных частей 6, камера ЯК-125 7, тормозные цилиндры 8, два индуктивных шунта 9, два резервуара 10 емкостью 78 л каждый, реле давления 11, резервуар управления 12 емкостью 55 л, воздухораспределитель 13, электровоздухораспределитель 14, вспомогательный компрессор 15, камера ЯК-115 16, быстродействующий выключатель 17, в также сигнализатор неотпуска тормоза СНТ.
В правом лобовом шкафу (высоковольтном) установлены: панель с реле ускорения ПР-102, амперметр, счетчик киловатт-часов, ящик с добавочными сопротивлениями и шунт счетчика.
В левом лобовом шкафу (низковольном) установлена панель с аппаратурой ПР-131, на которой размещены: панель контакторная ПР-342, панель ПР-345, разъединитель цепей управления (РУМ), четыре реле РП 23/48, три пакетных выключателя: БВ, Управление и Дежурное освещение, кнопки Пантограф поднят и Пантограф опущен, рейки с зажимами. Кроме того, в шкафу установлены регулятор давления AK-11Б, манометр, автоматический выключатель управ ления, клапан токоприемника, сигнальные лампы, выключатель освещения подножек. В торцовой стене заднего тамбура установлена клеммовая рейка.
На крыше моторного вагона расположены токоприемник П1Б, дроссель защиты от радиопомех, конденсатор защиты от радиопомех, два разрядника РМ-3,3, главный предохранитель, опорные изоляторы с соединяющей шиной для параллельной работы токоприемников.
Головной вагон. Под кузовом установлены: ящик 1 (рис. 295) с аккумуляторной батареей, тормозной цилиндр 2, сигнализатор неотпуска тормозов, электровоздухораспределитель 3, воздухораспределитель 4, резервуар 5 емкостью 78 л, мотор-компрессор 6, фильтр 7, маслоотделитель 8 с электрообогревателем, два главных резервуара 9 по 170 л каждый, делитель напряжения (динамотор) 10 с генератором управления, камера с контакторами ЯК-125 11, камера с контакторами ЯК-104 12, резервуар емокостью 12 л, звуковой сигнал и генератор скоростемера.

Рис. 295. Расположение оборудования под кузовом головного вагона ЭР2
В служебном помещении находятся: панель с контакторами ПР-119, панель ПР-158, две розетки, усилитель установки радиооповещения УМ-50А, ящик с дешифратором и усилителем, щиток с сопротивлениями, регулятор давления ЯК-11Б, панель ПУ-10, рейки зажимов, вольтметр с переключателем, панель с конденсаторами, панель ПР-198, преобразователь, реле РПТ-1, ПТP-K и ПРО, выключатели освещения подножек и выключатели освещения служебного помещения, лампа освещения служебного помещения.
В служебном тамбуре на стене установлены: лампа освещения, выключатель освещения тамбура, терморегулятор TPK, выключатели дверей, две кнопки звонка.
В кабине машиниста расположены контроллер машиниста, контроллер крана машиниста, рукоятка бдительности, кнопки управления, сигнальные лампы, вольтметр, три манометра, указатель скорости, часы, светофор локомотивной сигнализации, панель с предохранителями, контрольный репродуктор радиовещания, ручной тормоз. Внутри пульта находится клапан автостопа ЭПК и вентиль перекрыши. Под левым передним окном кабины установлена панель для управления установкой радиооповещения.
Прицепной вагон. Под кузовом размещены ящик с контакторами ЯК-104 1 (рис. 296), аккумуляторная батарея 5, делитель напряжения 3 с генератором управления, мотор-компрессор 10, два главных резервуара 4 емкостью 170 л каждый, резервуар 9 емкостью 78 л, фильтр 11, маслоотделитель 2 с электрообогревателем, воздухораспределитель 8, электровоздухораспределитель 7, тормозной цилиндр 6, сигнализатор неотпуска тормозов.

Рис. 296. Расположение оборудования под кузовом прицепного вагона ЭР2
В левом лобовом шкафу установлена панель ПР-130, а в торцовом шкафу — рейки зажимов.
На всех вагонах в чердачном помещении для автоматического управления наружными раздвижными дверями над ними установлены по два электромагнитных вентиля ВВ-2А и по два дверных цилиндра.
Расположение оборудования на вагонах электропоезда ЭР22

Рис. 297. Расположение оборудования под кузовом моторного вагона ЭР22
Моторный вагон. На моторном вагоне размещены все тяговое электрооборудование и кабина машиниста. Под кузовом моторного вагона на тележках расположены четыре тяговых двигателя 1 (рис. 297), камеры 2, 6, 10, 11, 14 с аппаратурой, демпферное сопротивление 3 преобразователя, аккумуляторная батарея 4, быстродействующий выключатель 5, мотор-компрессор 7, сопротивление 8 авторежима, сопротивление 9 ослабления поля, индуктивный шунт 12, защитное сопротивление 13 контактора КЗ, электромашинный преобразователь 15 и выпрямитель 16 цепи управления. В кабине машиниста установлен пульт для управления поездом.
В трех шкафах, расположенных рядом с кабиной машиниста, установлены пуско-тормозные сопротивления.
Прицепной вагон. На прицепном вагоне ЭР22 под кузовом размещены две камеры с высоковольтными контакторами цепей отопления. В шкафу размещен блок с низковольтной аппаратурой. На крыше прицепного вагона находятся изоляторы параллельного соединения токоприемников. В чердачных помещениях всех вагонов электропоезда размещены двигатели вентиляторов пассажирских помещений, электрокалориферы и дверные электропневматические вентили.
Расположение оборудования па вагонах электропоезда ЭР9П
Моторный вагон. Под кузовом вагона расположено основное электрическое и пневматическое оборудование: ящик 1 (рис. 298) с сопротивлениями КФ-129, силовой трансформатор 2 ОЦР-1000/25, резервуар управления 3 емкостью 55 л, сглаживающий реактор 4 СР800, ящик 5 с выпрямительной установкой УВП-1, панели с измерительными приборами высоковольтных и низковольтных цепей, счетчики, реле, подвергающиеся периодической регулировке (реле ускорения, реле торможения и т. п.), и аппаратура локомотивной сигнализации.
В двух торцовых шкафах расположены блок с аппаратурой управления вспомогательных цепей, а также вспомогательный мотор-компрессор.

Рис. 298. Расположение оборудования под кузовом моторного вагона ЭР9П
На крыше моторного вагона расположено такое же высоковольтное электрооборудование, как и на крыше моторного вагона ЭР2 (см. § 85) и, кроме того, фильтровая камера 6, вентилятор 7 Ц957 № 5, расщепитель фаз 8 РФ1В, реле давления 9 304-002, четыре тяговых двигателя 10 РТ-51Д, тормозные цилиндры 11, запасной резервуар 12 емкостью 78 л, ящик 13 с контакторами ЯК-153, ящик 14 с контакторами ЯК-138, резервуар управления 15 емкостью 55 л, запасной резервуар 16, электровоздухораспределитель 17 305-001 и воздухораспределитель 18 №292-001.
Вся остальная аппаратура, за исключением высоковольтной (25 кв) аппаратуры, расположена в шкафах тамбуров вагона.
В левом лобовом шкафу (рис. 299) расположены вспомогательный мотор-компрессор с электродвигателем и регулятором давления, два манометра, редуктор, автоматический выключатель управления, клапан токоприемника, переключающие краны пневматической сети токоприемника и главного воздушного выключателя ВОВ-25-4, панель ПР-462 управления освещением и вентиляцией.
В правом лобовом шкафу установлен блок БА-101 с аппаратурой управления, счетчик расхода электроэнергии СО-И442 и амперметр. В левом переднем шкафу находится фильтр конденсаторный ФСК-9 и панель с реле ускорения ПР-102, а в правом — блок с пусковой аппаратурой расщепителя фаз и автоматов двигателя маслонасоса трансформатора. В левом заднем шкафу установлен блок датчиков пробоя вентилей и трансформатор тока ТПОЛ 10-1/Р-1000/5, а в правом — панель электронной аппаратуры системы защиты выпрямительной установки и аппаратура стабилизации напряжения в цепи 220 в. В левом торцовом шкафу размещены три токоограничивающих реактора PT-1, а в правом — клеммовые рейки CK-1.
Двери всех высоковольтных шкафов и лестница для подъема на крышу имеют электрические блокировки. В чердачном помещении над лобовыми шкафами установлен блок БДН-1 с дросселями насыщения системы управления высоковольтным выключателем.
На крыше моторного вагона расположено электрооборудование цепей напряжения 25 кв, токоприемник П1-В, высоковольтный разрядник РВЭ-25; индуктивный фильтр радиопомех ФС-ЗБ-2, главный воздушный выключатель ВОВ-25-4, верхняя разделка высоковольтного кабельного ввода и опорные высоковольтные стержневые изоляторы с шиной для соединения токоприемников.
Высоковольтный выключатель соединен с главным трансформатором высоковольтным кабелем. Кабель проходит от верхней разделки по лобовой стене вагона и далее под вагоном, огибая дверной проем к кабельной разделке трансформатора. Кабель по длине имеет запас (изгиб на лобовой стене), что позволяет использовать его в случае выхода из строя одной из разделок.

Рис. 299. Обозначения шкафов: 1 – лобовые шкафы; 2 – передние шкафы: 3 – задние шкафы; 4 – торцовые шкафы.
Под верхней разделкой на кабель надет трансформатор тока, предназначенный для защиты главного трансформатора и кабеля. Трансформатор укреплен на лобовой стене вагона.

Рис. 300. Расположение оборудования под кузовом головного вагона ЭР9П
Головной вагон. Под кузовом расположены ящик 1 (рис. 300) с двумя разделительными трансформаторами ОС 310/0,5, стабилизатор напряжения 2, тормозной цилиндр 3 507Б, электровоздухораспределитель 4 305-001, воздухораспределитель 5 292-001, запасной воздушный резервуар 6 емкостью 78 л, мотор-компрессор 7, влагосборник 8 с электронагревателем, маслоотделитель 9 Э-120 с электрообогревателем, два главных резервуара 10 емкостью 170 л каждый и аккумуляторная батарея 11.
В кабине машиниста на пульте смонтированы основные приборы управления поездом: кнопки управления КУ-34, КУ-37, кнопки ВУ-226 управления дверями, переключатель электропневматического тормоза ЭК-10А, три однострелочных манометра пневматической сети (два 100 X 10 и один 100 X 16), вольтметр, электрический скоростемер, электрочасы, сигнальные лампы, панель с предохранителями, кнопки КУ-35 вспомогательных цепей, контрольный громкоговоритель ГД1 и электропечи. Левее места машиниста в пульт встроен контроллер машиниста, а правее — контроллер крана машиниста, рукоятка бдительности локомотивной сигнализации и ручной тормоз.
Внутри пульта установлен электропневматический клапан автостопа и вентиль перекрыши. Под контроллером машиниста вмонтирована панель с добавочными сопротивлениями сигнальной лампы Зарядный агрегат и буферных фонарей.
Над пультом на центральной оконной стойке установлен пятизначный светофор локомотивной сигнализации, а под ним на пульте — вентилятор кабины ВН-8. Под левым передним окном кабины находится панель, которая служит для управления установкой поездного радиооповещения. На ней же расположен звонок связи с задней кабиной и розетки телефона.
Доступ к прожектору для смены лампы предусмотрен из кабины. Рядом с прожектором установлено сопротивление тусклого света. Для обогрева кабины предусмотрены четыре электропечи, управляемые терморегулятором. Обогрев лобовых стекол кабины осуществляется проволочным обогревателем.
Сзади кабины машиниста находится служебное помещение, в котором расположены: ящик с аппаратурой локомотивной сигнализации, блок БА-104 с аппаратурой батареи, блок БА-107 с магнитным усилителем и дросселями холостого хода и заряда батареи, панель с промежуточным реле ПР-400, механический регистрирующий скоростемер, усилитель установки радиооповещения УП-50, панель с выпрямителями заряда батареи, фильтр ФЛ-1, вольтметр с переключателем М-4200, панель с конденсаторами тормозных цепей, выключатели вспомогательного мотор-компрессора, выключатели обогрева маслоотделителя и влагосборника, а также выключатель освещения служебного помещения, регулятор давления AK-11Б.

Рис. 301. Расположение оборудования под кузовом прицепного вагона ЭР9П
В служебном тамбуре на стене находятся выключатели управления дверями и кнопки звонка. В торцовых шкафах расположены: блок БА-123 с аппаратурой освещения, вентиляции и мотор-компрессора и панель ПР-371 с аппаратурой отопления. В обоих шкафах установлены оповестительные сигнальные лампы, которые видны как из тамбура, так и снаружи вагона.
Прицепной вагон. На раме под кузовом вагона расположены маслоотделитель 1 (рис. 301) Э-120-Т, ящик с аккумуляторной батареей 2 КН45, влагосборник 3, два главных резервуара 4 емкостью 170 л каждый, тормозной цилиндр 5 501Б, электровоздухораспределитель 6 305-001, воздухораспределитель 7, запасной резервуар 8 емкостью 78 л, мотор-компрессор 9 ЭК-7В.
В переднем тамбуре расположены два шкафа с электрооборудованием. В правом шкафу находится блок БА-123 с аппаратурой управления, главным мотор-компрессором, вентиляцией и освещением, в левом — панель отопления ПР-168 и блок заряда батареи БА-105.