Моторный и прицепной вагоны состоят из механической части, электрического и пневматического оборудования. Механическое оборудование вагона включает в себя кузов, ходовые части, тяговую передачу, тормозную рычажную передачу и ударно-тяговые приборы.

В кузове размещены сидения и различное внутреннее оборудование, способствующее комфорту пассажиров, а также оборудование освещения, отопления, вентиляции и частично аппаратура управления тяговыми двигателями и вспомогательными машинами.

Под кузовом размещают вспомогательные машины, аппараты силовых цепей, тормозные и ударно-тяговые приборы.

Тележки моторных и прицепных вагонов состоят из рам, рессорного подвешивания, колесных пар с буксами и тормозной рычажной передачи. В отличие от тележек прицепных вагонов тележки моторных вагонов имеют тяговые двигатели и передачу от двигателей к колесным парам.

Общий вид электропоезда ЭР2

Рис. 1. Общий вид электропоезда ЭР2

Если все несущие части кузова изготовлены из металла, то такой вагон называют цельнометаллическим. Примером таких вагонов служат вагоны электропоездов ЭР1, ЭР2 (рис. 1), ЭР9П и ЭР22 (рис. 2), а также электросекций СР3. Вагоны электросекций СВ, СД и CP выпуска до 1952 г. не могут быть названы цельнометаллическими, так как они имели крышу, выполненную в виде деревянной обшивки, обтянутой брезентом.

Если основные части кузова одновременно воспринимают все действующие на вагон нагрузки, то такую конструкцию кузова называют несущей. Цельнометаллические кузова электропоездов ЭР имеют несущую конструкцию. Вагоны электропоездов выполнены четырехосными и имеют по две двухосные тележки.

Назначением тележек является: служить опорой кузову вагона, передавать тяговые и тормозные усилия на кузов через шкворневые узлы, обеспечивать плавный ход вагона путем гашения всех вертикальных и горизонтальных колебаний от неровностей пути, от центробежных сил во время движения в кривых, от бокового давления ветра и т. п., сохранять вертикальное положение кузова путем создания возвращающих сил и, наконец, обеспечивать более легкое вписывание колесных пар вагона в кривые пути.

Для свободного прохода по кривым участкам пути кузов вагона шарнирно соединен с тележкой посредством пятникового или шкворневого устройства, вокруг которого она может поворачиваться в горизонтальной плоскости; при этом оси колесных пар будут устанавливаться по радиусу кривой, что уменьшает угол набегания колес на рельс и, следовательно, износ гребня колеса и головки рельсов. Тележки расположены по концам вагона на одинаковом расстоянии от его середины. Расстояние между шкворнями тележек называют базой вагона.

Общий вид электропоезда ЭР22

Рис. 2. Общий вид электропоезда ЭР22

Тележки электропоездов ЭР имеют цельносварные рамы и двойное рессорное подвешивание. На тележках моторных вагонов подвешены тяговые двигатели с опорой на поперечные балки рамы (опорно-рамная подвеска), редукторы тяговой зубчатой передачи с муфтами и тормозные цилиндры с рычажной передачей.

Тележки моторных вагонов электропоездов ЭР1 и ЭР2, начиная с поезда № 514 (рис. 3), аналогичны по конструкции своих основных частей, за исключением центрального подвешивания. Тележки ЭР1 имеют в центральном подвешивании по две эллиптических листовых рессоры системы Галахова и пятниковое устройство для опоры кузова вагона на тележку. В центральном подвешивании тележек ЭР2 (начиная с поезда №514) вместо рессор Галахова установлены четыре двойных пружины (по две с каждой стороны) и гидравлические амортизаторы.

Кузов вагона опирается на боковые скользуны. Центральное подвешивание этих тележек отличается большим статическим прогибом рессорного подвешивания, чем тележки электропоездов ЭР1. Обозначим их условно тележки ЭР2М.

Тележка моторного вагона ЭР2

Рис. 3. Тележка моторного вагона ЭР2 (начиная с поезда № 514)

Тележки моторных вагонов электропоездов ЭР9П совершенно аналогичны тележкам ЭР2М и отличаются от них лишь параметрами рессорного подвешивания, в соответствии с большей нагрузкой от кузова вагона. Тележки моторных вагонов электропездов ЭР22 (рис. 4) представляют собой двухосную бесчелюстную тележку с опорнорамной подвеской тяговых двигателей и двойным рессорным подвешиванием.

Передние тележки моторных (головных) вагонов электропоездов ЭР22 отличаются от задних установкой редуктора привода скоростемера СЛ-2, привода генератора скоростемера, датчиков противоюзного устройства и рычага для присоединения ручного привода тормоза.

Тележки прицепных вагонов электропоездов ЭР2 и ЭР9П конструкции КВЗ-ЦНИИ/Э (рис. 5), двухосные, бесчелюстные, с двойным рессорным подвешиванием.

Тележка моторного вагона ЭР22

Рис. 4. Тележка моторного вагона ЭР22

Тележки прицепных вагонов ЭР22 (рис. 6) типа ТЭК-П-37 конструкции Калининского завода (КВЗ), двухосные, бесчелюстные, с двойным рессорным подвешиванием, но с четырьмя гидравлическими амортизаторами в центральном подвешивании и дисковыми тормозами.

Бесчелюстная тележка КВЗ-ЦНИИ/Э

Рис. 5. Бесчелюстная тележка КВЗ-ЦНИИ/Э

Бесчелюстная тележка ТЭК-II-37

Рис. 6. Бесчелюстная тележка ТЭК-II-37

Рамы тележек

Рамы тележек

Рама тележки служит для восприятия веса кузова с пассажирами и оборудованием через центральное подвешивание и передачи его на колесные пары, а также для передачи тяговых и тормозных усилий от колесных пар на раму кузова.

er2-m-covers-18

Рессорное подвешивание

Рессорное подвешивание вагонов всех типов как пассажирских, так и грузовых служит для упругой передачи веса кузова вагона тележке, для гашения колебаний, вызываемых неровностями пути (стыки рельсов, стрелочные переводы, крестовины и т. п.), создания плавного и мягкого хода вагона и возвращения кузова в нормальное положение после выхода из кривой.

er22-m-covers-22

Колесные пары

Колесные пары служат для восприятия веса кузова и рамы тележки с закрепленными на ней узлами и деталями и передачи его на рельсовый путь. Колесные пары моторного вагона, кроме того, служат для преобразования вращательного движения тяговых двигателей в поступательное движение поезда.

er2t-m-covers-011

Буксы

Осевые буксы вагонов служат для передачи веса вагона с тележкой на шейки осей колесных пар, передачи тяговых и тормозных усилий от колесных пар на раму тележки. Букса состоит из стального литого корпуса, подшипников, уплотнения и деталей, связывающих ее с рамой и надбуксовым подвешиванием тележки.

er2-m-covers-90

Тяговая передача и подвешивание тяговых двигателей

При опорно-рамной подвеске тяговый двигатель жестко укреплен на поперечной балке рамы тележки и его масса полностью подрессорена буксовым подвешиванием. Поэтому уменьшается вес неподрессоренных частей вагона и улучшаются условия работы тягового двигателя. Кроме того, опорно-рамная подвеска смягчает толчки двигателя при пуске вагона.

er22-m-covers-21

Кузовы вагонов

Кузов вагона состоит из рамы, боковых и торцовых стен и крыши. Рама воспринимает нагрузки от собственного веса кузова, различного оборудования, установленного на нем, и пассажиров, а также нагрузки от тяговых усилий, давления ветра и центробежной силы при движении по кривым пути. Все вертикальные нагрузки рама кузова передает тележкам, на которые она опирается.

emu-ef-cover-96

Ударно-тяговые приборы

Все моторные и прицепные вагоны оборудованы нежесткой автосцепкой СА-3 (советская автосцепка, третий вариант). Автосцепка называется нежесткой потому, что допускает возможность вертикальных перемещений сцепленных между собой вагонов.

er2t-m-covers-051

Тормозная рычажная передача

В книге дано описание конструкции механической части, электрических машин и электроаппаратуры основных серий электропоездов постоянного и переменного тока. Подробно рассмотрены электрические схемы силовых цепей, цепей управления и вспомогательных цепей моторных и прицепных вагонов.

Рубрики

Логотип информационной системы "Машинист электропоезда" и логотипы М. Веселова

Контакты

ул. Советская, д. 1, 3 этаж, офис 314, рп. Быково, г.о. Раменский, Московская обл., 140150

8 (495) 266-60-56
8 (926) 556-63-37
Отправить e-mail

Ежедневно: 10:00 - 20:00
Перерыв: 13:00 - 14:00
Выходные и праздничные дни: по предварительной записи

© 2024-2025 Общество с ограниченной ответственностью "Правовое агентство" (ИНН: 9709112367) © Все права защищены. Интернет-сайт носит исключительно общий информационный характер, предложением заключить какую-либо сделку или публичной офертой не является.