На электропоездах ЭР1 и ЭР2 в качестве основной вспомогательной машины применяют двухмашинный агрегат, а на электропоездах ЭР22 — трехмашинный агрегат ПЭ-5В. Двухмашинный агрегат состоит из делителя напряжения (динамотора) и генератора управления. Трехмашинный агрегат состоит из электродвигателя постоянного тока, генератора постоянного тока для питания обмоток возбуждения тяговых двигателей в генераторном режиме и синхронного генератора переменного трехфазного тока для питания вспомогательных машин.
Применение переменного тока для питания вспомогательных машин позволило заменить сложные и неудобные в эксплуатации коллекторные электродвигатели постоянного тока более надежными и простыми асинхронными электродвигателями.
На электропоезде переменного тока ЭР9П в качестве основной вспомогательной машины применен расщепитель фаз РФ-IB, представляющий собой асинхронную электрическую машину с короткозамкнутым ротором.
Делитель напряжения. Принцип работы и конструкция делителя напряжения ДК-604В отличается от ДК-604Б только тем, что параллельная обмотка возбуждения (очень трудная в технологическом отношении и показавшая себя ненадежной в эксплуатации) заменена на обмотку независимого возбуждения.

Рис. 55. Схема взаимного расположения обмоток и коллекторов якоря делителя напряжения ДК-604В
Делитель напряжения ДК-604В представляет собой одноякорную двухколлекторную машину, имеющую общую магнитную систему и две независимые обмотки на якоре, уложенные в общих пазах и присоединенные каждая к своему коллектору (рис. 55).
Возбуждение машины осуществляется независимой обмоткой, подключенной на напряжение 50 в, и последовательной, включенной симметрично, по две катушки в цепь якоря (рис. 56). Очевидно, что потенциал средней точки относительно «земли» будет равен половине напряжения сети. Таким образом, при напряжении сети 3 000 в можно получить между средней точкой и «землей» напряжение 1 500 в, используемое для подключения мотор-компрессора.
Конструктивно делитель напряжения состоит из якоря, остова и подшипниковых щитов с поворотными траверсами (рис. 57).
Сердечник якоря, шихтованный из листов электротехнической стали Э12 толщиной 0,5 мм. Листы изолированы друг от друга лаком и сжаты с обеих сторон литыми обмоткодержателями (нажимными шайбами). До упора с обмоткодержателями на вал насаживают два коллектора, которые соединены пайкой с обмотками, уложенными в 45 пазах сердечника. Коллекторы набирают из 315 медных пластин, изолированных друг от друга миканитовыми прокладками. Несущий пластмассовый корпус коллектора армирован коллекторной стальной литой втулкой. Обмотка якоря — волновая. Катушки обмотки якоря укладывают в пазы сердечника и изолируют электрокартоном. На выходе секций из паза устанавливают дополнительную угловую изоляцию. Крепление обмоток в пазах осуществляют проволочными бандажами, расположенными на лобовых частях обеих обмоток и на пазовой части верхней обмотки. Подбандажной изоляцией служит электрокартон.

Рис. 56. Принципиальная схема соединения обмоток делителя напряжения: а — со стороны вентилятора; б — со стороны генератора
Катушка якоря состоит из семи секций, каждая из которых представляет собой четыре витка, выполненных из изолированного круглого провода. Корпусной изоляцией катушки служит липкая стеклоэскапоновая лакоткань (намотанная в шесть слоев вполуперекрытие) и тафтяная лента (один слой встык).

Рис. 57. Продольный разрез делителя напряжения и генератора ДК-604Д
После монтажа обмотки якорь пропитывают в термореактивном лаке ФЛ-98, дающем твердую изоляционную пленку высокой сопротивляемости влаге. Вал делителя напряжения изготовлен из стали 45.
Остов состоит из станины, главных и дополнительных полюсов с закрепленными на них катушками возбуждения. Станина имеет цилиндрическую форму с четырьмя коллекторными люками (по два с каждой стороны), которые в готовой машине закрываются съемными крышками с резиновыми уплотнениями по краям, препятствующими попаданию пыли и влаги внутрь машины. Крепление крышек к остову осуществляют специальными замками. Для подвески делителя напряжения к раме вагона на станине имеются четыре лапы, отлитые заодно с остовом. В средней части станины расположены отверстия для выводных проводов делителя напряжения.
Главные полюсы набирают из листовой стали и скрепляют полюсными заклепками. Сердечники дополнительных полюсов литые из стали. На каждом главном полюсе укрепляют по две катушки возбуждения (независимую и последовательную). Между катушками прокладывают электрокартон. Чтобы катушки не имели качки на полюсах, их укрепляют пружинными фланцами. Крепление полюсов к станине осуществляют шпильками, ввинченными в тело полюса.
Дополнительные полюсы (с катушками, укрепленными на сердечнике с помощью фланцев и пружинных полуфланцев) крепят к станине болтами.
Катушки возбуждения (последовательные) выполняются из круглого изолированного провода и имеют 170 витков каждая. Катушки независимого возбуждения изготовляют тоже из круглого изолированного провода, но меньшего сечения и имеют 570 витков. Корпусной изоляцией катушек служит липкая стеклоэскапоновая лакоткань (намотанная в шесть слоев вполуперекрышу) и тафтяная лента (один слой встык). Катушки дважды компаундируют в компаунде 225. Катушки дополнительных полюсов имеют 350 витков каждая и отличаются от катушек последовательного возбуждения только геометрическими размерами.
Межкатушечные соединения выполняют из провода ПС-4000 сечением 6 мм2, а выводные концы — из провода ПМУ-4000 сечением также 6 мм2.
Подшипниковые щиты. C торцовых сторон к станине болтами крепят подшипниковые щиты, изготовленные из стального литья. В подшипниковом щите со стороны генератора устанавливают шарикоподшипник № 315 (ГОСТ 8338—57), а со стороны вентилятора — роликовый подшипник № 31132413 (ГОСТ 8338—57, ТУ 3221—TP). В этих подшипниках вращается вал делителя напряжения. Смазка подшипников 1-ЛЗ (РТУ РСФСР НП14-61). Для предотвращения выбрасывания смазки из подшипниковых узлов на крышках предусмотрены специальные лабиринтные канавки. Для добавления смазки в подшипниковых крышках установлены трубки, выходящие наружу и закрытые резьбовыми пробками.
На подшипниковых щитах устанавливают поворотные траверсы, изготовленные из чугунного литья. Каждая траверса имеет четыре замка, в которые вставляют пальцы щеткодержателей, выполненные из стали и опрессованные пластмассой. К каждому пальцу болтом крепят литой латунный щеткодержатель. Поверхности соприкосновения пальца и корпуса рифленые. На палец щеткодержателя надевают круглый фарфоровый изолятор.
Щетка имеет гибкий шунт с напаянным наконечником, который с помощью болта крепят к пальцу. Давление на щетку осуществляют ленточной спиральной пружиной, укрепленной на поворотной оси, благодаря чему может быть осуществлена регулировка давления на щетку. Фиксацию оси производят стопором, который входит в вырезы на корпусе щеткодержателя.
Положение траверсы после испытания фиксируют специальным винтом, а ее крепление к щиту производят двумя болтами. Лучшая коммутация делителя напряжения получается при сдвиге щеток с нейтрали на три коллекторных пластины против направления вращения. Основные технические данные делителя напряжения даны в табл. 10.
Таблица 10
Показатели | Делитель напряжения ДК-604Б | Генератор управления | Электродвигатель агрегата ПЭ-5В | Генератор (возбудитель) постоянного тока агрегата ПЭ-5В |
Мощность, квт | 12 | 40 | 50 | 34.2 |
Напряжение на коллекторе, в | 3 000 | 50 | 3 000 | 137 |
К. п. Д., % | — | — | 88,6 | 74,0 |
Якорь | ||||
Диаметр, мм | 362 | 282 | 423 | 282 |
Длина сердечника, мм | 150 | 80 | 270 | 130 |
Число пазов | 45 | 27 | 49 | 27 |
Зубцовое деление, мм | — | — | 271 | 32,8 |
Размеры паза, мм | 10,8×32,2 | 10,2×32,5 | 12,4×25,5 | 10,2×32,5 |
Сторон секций в пазу | 14 | 8 | 14 | 4 |
Оборотов в секции | 2 | 1 | 3 | 2 |
Мертвых проводов | — | 2 | — | 4 |
Шаг по пазам | 1-12 | 1—7 | 1 — 13 | 1-7 |
Шаг по коллектору | 1-158 | 1—54 | 1 — 172 | 1—54 |
Ток якоря, а | 5,3 | 200 | 19,2 | 250 |
Полюсы | ||||
Число главных полюсов | 4 | 4 | 4 | 4 |
Число дополнительных полюсов | 4 | — | 4 | 4 |
Воздушный зазор, мм | 2,5 | 2,2 | 2,5 | 2,2 |
Полюсное деление, мм | 284 | 221 | — | — |
Число витков на полюс: | ||||
независимой обмотки | 530 | 510 | 458 | 330 |
последовательной обмотки | 170 | — | 63 | 2 |
обмотки дополнительных полюсов | 350 | — | 185 | 81 |
Коллектор | ||||
Диаметр, мм | 311 | 234 | 390 | 232 |
Длина рабочей части, мм | 33 | 88 | 60 | 50 |
Число коллекторных пластин | 315×2 | 107 | 343 | 107 |
Сопротивление обмотки при 20o С, ом: | ||||
якоря | 9,6 | 0,0177 | 3,71 | 0,0781 |
независимой обмотки | 114 | 4,95 | 8,11 | 6,94 |
последовательной обмотки | 0,61×4 | — | 0,52 | 0,00685 |
обмотки дополнительных полюсов | 0,85×4 | — | 0,983 | 0,0485 |
Щетки марки ЭГ-2А | ||||
Число щеткодержателей | 2×4 | 4 | 4 | 4 |
Число щеток на один щеткодержатель | 1 | 2 | 1 | 1 |
Размеры щетки, мм | 8×25 | 16×32 | 10×40×40 | 16×40×32 |
Электродвигатель трехмашинного агрегата предназначен для приведения во вращение якорей генераторов. Двигатель представляет собой одноколлекторную, четырехполюсную машину постоянного тока со смешанным возбуждением и самовентиляцией (см. табл. 10). Питание он получает непосредственно от контактного провода и имеет скорость вращения 1 000 сб/мин.
Катушки обмотки якоря электродвигателя изготовлены из прямоугольной меди ПСД. Катушка имеет три секции по семь проводников в каждой. Корпусная изоляция катушек состоит из четырех слоев липкой стеклоэскапоновой лакоткани и одного слоя стеклоленты. Крепление катушек в пазах осуществляют стеклобандажной лентой ЛСВ-F.
Коллекторные пластины изолированы друг от друга миканитовыми пластинами и стянуты между втулкой коллектора и нажимным конусом шестью болтами из стали 45. Изоляцию коллектора составляют миканитовый цилиндр и манжеты.

Рис. 58. Схема соединения обмоток двигателя агрегата ПЭ-5В: H1 и HH1 — начало и конец независимой обмотки возбуждения; Я1 и ЯЯ1 — начало и конец цепи обмотки якоря
Сердечники главных полюсов набраны из листовой стали, сердечники дополнительных полюсов изготовлены из стального литья. Полюсы крепят к станине болтами. Полюсные катушки укрепляют на полюсах пружинными фланцами. Корпусная изоляция катушек состоит из одного слоя тафтяной ленты, намотанной встык, четырех слоев стеклоэскапоновой лакоткани и одного слоя киперной ленты. Межкатушечные соединения и выводные провода выполнены, как у делителя напряжения ДК-604В. Полюсные катушки независимого возбуждения подключают в цепь управления с напряжением 110 в. Они имеют корпусную изоляцию из одного слоя стеклоэскапоновой лакоткани и одного слоя стеклоленты. Межкатушечные соединения (рис. 58) и выводные концы сделаны из провода ПС-1000 сечением 6 мм2.
Станина электродвигателя отлита из стали и имеет цилиндрическую форму. Со стороны коллектора в ней имеются смотровые люки, закрытые съемными крышками, а со стороны, противоположной коллектору, — отверстия для выброса воздуха вентилятором, закрытые сетками. Четыре лапы отлиты заодно со станиной и служат для подвески двигателя под вагоном.
В горловины остова устанавливают подшипниковые щиты, в гнезда которых запрессовывают наружные обоймы роликоподшипников. Внутренние кольца подшипников напрессовывают на вал. Радиально-упорный роликоподшипник № 8Н92320К (ГОСТ 8338—57, ТУ 3402-Ж — 61) со стороны коллектора предохраняет вал от осевых перемещений. Радиальный подшипник № 8Н32322 допускает осевое перемещение при температурных изменениях длины вала. Подшипники заполняют смазкой 1-ЛЗ.
Со стороны, противоположной коллектору, на вал насажен вентилятор, имеющий два ряда лопаток, расположенных по обе стороны диска. Первый ряд служит для вентиляции электродвигателя, второй — генератора.
Латунный корпус щеткодержателя крепят рифленой поверхностью к пальцу, который имеет опрессованную пластмассой часть, входящую в замок на траверсе. На палец насажен фарфоровый изолятор. Траверсу щеткодержателя устанавливают в специальную выточку в подшипниковом щите, притягивают к нему болтами и фиксируют винтом после испытания электродвигателя.
Щетки электродвигателя снабжены гибкими шунтами с напаянными на их концы наконечниками. Давление на щетки осуществляется спиральной ленточной пружиной.
Генераторы управления устанавливают на одном валу с делителем напряжения ДК-604Б или ДК-604В или на валу электродвигателя трехмашинного агрегата ПЭ-5В.

Рис. 59. Схема соединения обмоток генератора управления
Генератор управления делителя напряжения ДК-604В электропоезда ЭР1 или ЭР2 представляет собой самовентилируемую машину постоянного тока с параллельным возбуждением (см. рис. 57). Внутри цилиндрического остова расположены четыре полюса, сердечники которых набраны из неизолированных стальных листов, скрепленных полюсными заклепками. В одну из этих полюсных заклепок ввертывают болты, крепящие сердечники полюсов к остову генератора. Катушки полюсов, намотайные из изолированного круглого провода, прижимают к станине пружинными фланцами, изготовленными из стали 45 и прошедшими термообработку.
Межкатушечные соединения (рис. 59) и выводные концы выполнены из провода ПС-1000 сечением 35 мм2 для цепей якоря и 16 мм2 для цепи катушек возбуждения.
Станина генератора имеет специальную выточку и литые лапы для посадки и крепления на подшипниковый щит делителя напряжения. C передней стороны на ней имеются два коллекторных люка, которые закрывают крышками с резиновыми уплотнениями и специальными замками.
Переднюю торцовую часть генератора закрывают чугунным щитом, имеющим патрубок для вентиляции. Воздух, поступающий из пассажирского помещения, охлаждает якорь и катушки генератора и затем через отверстия в щите проходит по вентиляционным каналам якоря и между катушками возбуждения делителя напряжения, охлаждая его, а затем выбрасывается наружу. Дополнительное охлаждение-машины создает вентилятор, насаженный на выступающий конец вала делителя напряжения (со стороны, противоположной генератору) и закрепленный гайкой. Вентилятор прикрыт специальным кожухом.
Якорь генератора собирают на специальной якорной втулке. Сердечник якоря запрессовывают между задним обмоткодержателем, отлитым заодно с втулкой якоря, и передним обмоткодержателем, напрессованным на втулку. Его набирают из штампованных стальных листов толщиной 0,5 мм и изолированных друг от друга лаковой пленкой. Обмотку якоря укладывают в 27 пазах.
Волновая обмотка состоит из катушек якоря, в каждой из которых восемь, (четыре попарно-параллельных) проводников из меди размером 1,56 × 5,9 мм. Межвитковая изоляция выполнена из липкой стеклоэскапоновой лакоткани в один слой вполуперекрытие.
Катушки обмотки укрепляют в пазах проволочными бандажами, узкими в средней части якоря и широкими на лобовых частях. На щеточной траверсе при помощи четырех пальцев, сделанных из стали и опрессованных пластмассой, укрепляют восемь щеткодержателей. Положение поворотной траверсы устанавливают во время испытаний и фиксируют специальным винтом.
Корпус щеткодержателя отливают из латуни и приклепывают к стальной коробке, внутри которой расположена нажимная пружина, а в верхней части на поворотной оси укреплен нажимной палец, который через цилиндрическую пружину осуществляет нажатие на щетку.
Крепление щеткодержателей к пальцам производят болтами, которые проходят в специальные вырезы, сделанные в коробке с таким расчетом, чтобы можно было регулировать положения корпуса щеткодержателя по мере износа коллектора.
В корпус щеткодержателей устанавливают щетки, которые гибкими шунтами и проводами соединяют с выводными концами.
Синхронный генератор переменного трехфазного тока представляет собой шестиполюсную электрическую машину, ротор которой насажен на выступающий конец вала электродвигателя (со стороны вентилятора) агрегата ПЭ-5В. Сердечник ротора выполнен из стального литья и имеет шестигранную форму. Шихтованные из листовой стали полюсы крепят к нему тремя болтами каждый.
Полюсные катушки удерживаются козырьками, приваренными к торцам полюсов. Для приварки балансировочных грузов в процессе балансировки ротора к полюсам на шпильках крепят специальное кольцо.
Наружная изоляция полюсных катушек состоит из одного слоя стеклоленты, намотанной встык, одного слоя стеклоэскапоновой лакоткани и одного слоя киперной ленты. Катушки проходят двойную компаундировку в компаунде 225.
На сердечник ротора напрессовывают несущую втулку, на которую укрепляют контактные латунные кольца.
Цилиндрическую станину из стального литья устанавливают на замок подшипникового щита электродвигателя и крепят к нему болтами за специальные приливы-лапы. В станину по приваренной к ней направляющей шпонке запрессовывают статорные листы, изготовленные из стали Э12 толщиной 0,5 мм.
Перед укладкой обмотки пазы статора изолируют двумя слоями электрокартона с проложенным между ними гибким миканитом. Изоляцией между катушками в пазу служат слой электрокартона и слой гибкого миканита. Катушки в пазах крепят буковыми клиньями. Выводные концы фаз обмотки статора (рис. 60) сделаны из провода ПС-1000 сечением 25 мм2, а вывод нулевого провода из ПС-1000 сечением 6 мм2.
Катушки статора наматывают из круглого изолированного провода. В катушке восемь витков, каждый из которых состоит из трех параллельных проводников.
К торцу станины со стороны контактных колец крепят щит, к которому с помощью кронштейна и двух пластмассовых пальцев (устанавливаемых в пазах кронштейна) прикрепляют четыре щеткодержателя.
Корпуса щеткодержателей изготавливают из стальных штампованных деталей. В них устанавливают щетки марки М-6 размером 10 × 16 × 25 мм. Давление на щетки осуществляют винтовыми пружинами. Кабели, подводящие напряжение к щеткам, изготовлены из провода ПС-1000 сечением 6 мм2.
Вентиляция генератора осуществляется воздухом, входящим в отверстие щита, закрытое сеткой, предназначенной для защиты генератора от попадания в него крупных предметов. После прохождения охлаждающего воздуха через генератор воздух через специальные отверстия в щите двигателя выбрасывается наружу.
Основные технические данные синхронного генератора:
Мощность | 30 квт |
К. п. Д. | 87% |
Статор | |
Диаметр наружный | 493 мм |
Диаметр внутренний | 350 » |
Длина пакета | 170 » |
Воздушный зазор под центром полюса | 14 » |
Воздушный зазор под краем полюса | 2,1 » |
Число проводов | 36 |
Диаметр провода ПСД | 1,81 мм |
Число эффективных проводов на паз | 8 |
Число пазов на полюс и фазу | 2 |
Параллельные витки | 2 |
Шаг по пазам | 1—6 |
Сопротивление при температуре 15o C | 0,114 ом |
Ротор | |
Диаметр под центром полюса | 3 472 мм |
Длина полюсного сердечника | 185 » |
Полюсное деление | 183 » |
Радиус полюсного башмака | 164 » |
Длина полюсной дуги | 119 » |
Витков на полюс | 298 |
Размер провода ПСД | 1,35×2,44 мм |
Генератор (возбудитель) постоянного тока. Ввиду того что в процессе рекуперативного торможения необходимо сохранить постоянной силу торможения при колебаниях напряжения в контактной сети, возбуждение самого генератора осуществляют по специальной схеме (рис. 61). Противокомпаундная обмотка включена в цепь якорей тяговых двигателей так, что направление тока (а следовательно, и магнитного потока), создаваемого ею, противоположно направлению тока и потока в независимой обмотке возбуждения. При уменьшении тока в цепи якоря тяговых двигателей увеличивается общий магнитный поток возбуждения возбудителя, а это ведет к возрастанию тока в обмотках возбуждения тяговых двигателей. Таким образом, уменьшение тока в цепи якорей тяговых двигателей компенсируется возрастанием потока в их обмотках возбуждения, благодаря чему сила торможения остается неизменной.

Рис. 60. Схема соединения обмоток синхронного генератора агрегата ПЭ-5В
Конструктивно возбудитель мало чем отличается от генератора управления ДК-604В, описанного выше, поэтому нет необходимости рассматривать его конструкцию подробно. Необходимо отметить, что он имеет четыре литых из стали дополнительных полюса, установленных для улучшения коммутации. Катушки их выполнены из прямоугольного изолированного медного провода и имеют по 31 витку каждая.

Рис. 61. Принципиальная схема возбудительного агрегата: Д — двигатель возбудителя; В —возбудитель; HB— обмотка независимого возбуждения двигателя; ПВ — обмотка противовозбуждения двигателя; К— обмотка возбуждения тягового двигателя; Д— якорь тягового двигателя
Охлаждение возбудителя производят центробежным вентилятором, который приварен к втулке якоря со стороны, противоположной коллектору. Охлажденный воздух поступает через отверстие в щите, защищенное сеткой, и, пройдя через машину, выбрасывается через отверстие в щите двигателя, также закрытое сеткой. Основные технические данные возбудителя приведены в табл. 10.
Расщепитель фаз РФ-1B. Двигательные фазы А и C [выводы C1 и C3 (рис. 62), присоединенные к обмотке главного трансформатора] питаются напряжением 220 в, а генераторная фаза В (вывод C2) при вращающемся роторе фазорасщепителя совместно с напряжением трансформатора создает трехфазную систему питания вспомогательных электродвигателей.
Если на выводы C1 и C3 при неподвижном роторе подать напряже ние, то обмотки А и C будут создавать пульсирующее магнитное поле, которое может быть разложено на два вращающихся в противоположные стороны с одинаковой скоростью поля. Токи, индуктируемые в стержнях ротора двумя вращающимися полями, взаимодействуя с вращающимися потоками, создают равные по величине и взаимно противоположные по направлению электромагнитные моменты, вследствие чего результирующий вращающий момент будет равен нулю.
Если ротор расщепителя фаз привести во вращение в какую-либо сторону со скоростью, несколько меньшей скорости вращения полей, то частота, с которой магнитные поля будут пересекать стержни ротора, будет различной. Поле, направление которого будет совпадать с направлением вращения ротора, называемое прямым, будет реже пересекать его стержни, чем при неподвижном роторе, а поле с противоположным направлением вращения, называемое обратным, будет пересекать стержни ротора почти с двойной частотой.
Токи, наводимые обратным полем, будут демпфировать магнитный поток обратной последовательности. Поэтому вращающий момент, создаваемый прямым полем, будет значительно больше тормозящего момента, создаваемого обратным полем, в связи с чем ротор расщепителя фаз после разгона может вращаться самостоятельно и даже иметь на своем валу некоторую механическую нагрузку, что и было использовано в расщепителе фаз РФ-1B (рис. 63).

Рис. 62. Схема обмотки расщепителя фаз РФ-1В
Обмотки расщепителя фаз выполнены сдвинутыми в пространстве относительно друг друга. Следовательно, для образования вращающего магнитного поля, необходимого для создания пускового момента, нужно, чтобы и токи в них были сдвинуты во времени, что и достигается включением пускового сопротивления в цепь генераторной фазы расщепителя в режиме его пуска. По мере разгона вращающий момент прямого поля увеличивается и при достижении скорости, близкой к синхронной (когда напряжение на генераторной фазе достигает определенной величины), пусковое сопротивление отключается. При вращении в роторе возникает вторичное магнитное поле, которое, вращаясь вместе с ним, пересекает трехфазную обмотку статора, создавая в ней трехфазную э. д. с., которая отличается лишь некоторой несимметрией напряжения, зависящей от величины нагрузки фаз. Поэтому и обмотка статора выполнена несимметричной.
Конструктивно расщепитель фаз аналогичен асинхронному двигателю с короткозамкнутым ротором с беличьей клеткой. Поэтому он довольно прост в производстве, хотя обмотка статора, выполняемая из провода ПСД, требует большей аккуратности в изготовлении.
Сердечник ротора набирают из листовой электротехнической стали марки Э12 и закрепляют на валу с обеих сторон нажимными шайбами. В листах сердечника имеются круглые вентиляционные отверстия и пазы для стержней пусковой и рабочей обмоток ротора. Для улучшения режима пуска ротора пазы его скошены на 1∕3 пазового деления.

Рис. 63. Расщепитель фаз РФ-1В: 1 — сердечник статора: 2 — станина; 3—нажимная шайба; 4, 5 —крышки подшипника; 6— вал; 7—вентиляционный патрубок
В круглый литой из стали остов, имеющий четыре лапы для крепления расщепителя фаз к раме вагона, запрессовывают сердечник статора, набранный из лакированных листов толщиной 0,5 мм, отштампованных из стали Э12. Сердечник в станине закрепляют шестью шпонками, которые закладывают в специальную канавку равномерно по окружности и приваривают к корпусу.
На сердечнике статора расположены 48 полуоткрытых пазов, в которые укладывают трехфазную обмотку фазорасщепителя. Крепят обмотку в пазах текстолитовыми клиньями. Лобовые части переплетают стеклолентой. Катушки между собой изолируют стеклоэскапоновой лакотканью и электрокартоном, а между фазами — гибким миканитом. Обмотанный статор целиком пропитывают в термореактивном лаке с высокой температурой запечки. Поэтому выводные концы выполняют из провода РКГМ с термоустойчивой изоляцией сечением: C1 и C3 — 16 мм2; П и C2 — 10 мм2 и О — 6 мм2. Вывод их из станины производят через специально приваренный патрубок, в который вставляют изолирующую втулку, изготовленную из полисилаксановой резины.
На вал ротора напрессовывают втулку, к которой с помощью болтов крепят центробежный вентилятор. Охлаждающий воздух проходит через вентиляционный патрубок на щите, через машину и затем выбрасывается в специальные вентиляционные люки во втором щите, закрытые защитными сетками.
Ротор вращается в двух подшипниках. Со стороны вентилятора установлен шарикоподшипник № 312 (ГОСТ 8338—57), а со стороны выходного конца вала — роликоподшипник № 32312.
На выходной конец вала фазорасщепителя для электропоезда ЭР9П устанавливают рабочее колесо вентилятора системы охлаждения выпрямительной установки.
Основные технические данные расщепителя фаз РФ-1В:
Мощность | 18 κвm | ||
COS φ | 0,7 | ||
Частота | 50 гц | ||
Ротор | |||
Наружный диаметр | 224,2 мм | ||
Внутренний диаметр | 80 » | ||
Длина пакета | 148 » | ||
Число пазов | 60 | ||
Зубцовое деление | 11,7 мм | ||
Диаметры стержней: | |||
малого | 6 » | ||
большого | 8 » | ||
Короткозамыкающие малые кольца обмотки ротора: | |||
наружный диаметр | 172 » | ||
высота | 12 » | ||
ширина | 16 » | ||
Короткозамыкающие большие кольца обмотки ротора: | |||
наружный диаметр | 209,5 » | ||
высота | 6 » | ||
ширина | 20 » | ||
Статор | |||
Число полюсов | 4 | ||
Воздушный зазор | 0,6 мм | ||
Полюсное деление | 177 мм | ||
Наружный диаметр | 361 мм | ||
Внутренний диаметр | 225 мм | ||
Число пазов | 48 | ||
Длина статора | 150 мм | ||
Размеры паза (полузакрытый) | (32+3) ×8 мм | ||
Открытие паза | 3,2 м | ||
Двухслойная обмотка | Фаза А | Фаза C | Фаза В |
Назначение | двигательная генераторная | ||
Диаметр провода ПСД, мм | 1,81 | 1,81 | 1,68 |
Число параллельных проводов | 3 | 3 | 3 |
Число параллельных ветвей | 2 | 2 | 2 |
Полное число витков | 40 | 38 | 56 |
Число пазов на полюс и фазу | 4 | 4 | 4 |
Шаг обмотки | 1—11 | 1—11 | 1—11 |
Сопротивление при t = 20° С, ом | 0,0435 | 0,0415 | 0,0660 |
Ток, а | 115 | 120 | 60 |