Воздушные горизонтальные однорядные одноступенчатые поршневые компрессоры низкого давления служат для питания сжатым воздухом тормозной и электропневматической систем электропоездов.
Корпус компрессора представляет собой чугунную отливку жесткой конструкции и крепится к корпусу приводного электродвигателя. В нем установлен блок цилиндров с самодействующими полосовыми всасывающими и нагнетательными клапанами. Забор воздуха осуществляется через воздушный фильтр. Сжатие воздуха в цилиндрах происходит вследствие возвратно-поступательного движения поршней. Коленчатый вал опирается на два подшипника, получая вращение от приводного электродвигателя через двухступенчатый редуктор, помещенный в специальном отсеке корпуса компрессора.

Рис. 64. Мотор-компрессор ЭК-7В: 1 — корпус; 2—коленчатый вал: 3 — шатунный подшипник; 4 — втулка; 5 —поршень; 6 — блок цилиндров; 7, 8 — всасывающий и нагнетательный клапаны; 9— крышки клапанов; 10 — шатун; 11 — стопорный винт; 12 —отверстие под винт; 13 — втулка; 14. 23, 24 — шестерни; 15 —редуктор; 16 — эксцентриковая ось; 17 —масляные каналы; 18 — опорная шейка; 19, 21 —подшипники: 20 — маслоразбрызгиватель; 22 — крышка подшипника
На электропоездах ЭР2 установлены компрессоры ЭК-7А, на электропоездах ЭР9П и ЭР22 — ЭК-7В. Конструктивно компрессоры не отличаются друг от друга, но имеют различные приводные электродвигатели. Так, мотор-компрессор ЭК-7А смонтирован на электродвигателе постоянного тока, а ЭК-7В (рис. 64) — на электродвигателе переменного тока АОСВ-72-6.
Мотор-компрессоры работают в повторно-кратковременном режиме, поскольку необходимость подкачки сжатого воздуха возникает лишь по мере его расходования. Характер этого режима оценивается продолжительностью включения (ПВ), которая для мотор-компрессоров электропоездов составляет около 50%. Это значит, что мотор-компрессоры работают лишь половину общего времени работы электропоездов. Хотя такой режим и облегчает их работу, однако частые пуски создают дополнительные динамические усилия на многие детали мотор-компрессоров. Поэтому основные рабочие детали компрессоров (коленчатый вал, шестерни редуктора) изготовляют из высококачественных легированных сталей.
Электродвигатель ДК-406А представляет собой закрытую электрическую машину постоянного тока последовательного возбуждения без дополнительных полюсов. Основные технические данные электродвигателя ДК-406А:
Мощность..................... 5,5 квт Напряжение................... 1 500 в Ток.......................... 5 а Скорость вращения............ 950 об/мин
Электродвигатель АОСВ-72-6 представляет собой асинхронную машину единой серии, активные части которой, т. е. ротор со специальным валом и железо статора, встроены в корпус электродвигателя постоянного тока ДК-406А. Электродвигатель имеет пусковую и рабочую обмотки. Изоляция его выполнена по классу В.
Основные технические данные электродвигателя АОСВ-72-6:
Мощность..................... 14 квт Напряжение................... 220 в Ток.......................... 53,5 а Частота...................... 50 гц К. п. д...................... 0,80 cos φ........................ 0,87 Скорость вращения............ 900 об/мин