Для принудительной подачи в пассажирские помещения теплого воздуха (от калориферов) зимой и наружного воздуха летом на электропоездах ЭР9П и ЭР22 установлены вентиляционные агрегаты (мотор-вентиляторы) А8-000 и А8-001 (рис. 65). Агрегаты обоих типов отличаются друг от друга размерами. Конструктивных различий они не имеют и состоят из вентилятора типа ЦВМ и электродвигателя АОМ-32-4.

Рис. 65. Мотор-вентилятор А8-001: 1 – ротор вентилятора; 2 — основание; 3 — электродвигатель АОМ-32-4; 4 — кожух вентилятора
Основные технические данные мотор-вентилятора:
Производительность агрегатов....... 4 000 м3/ч Давление воздуха................... 35 кГ/м2 Скорость вращения.................. 1 390 об/мин
Электродвигатель АОМ-32-4 представляет собой трехфазную машину с короткозамкнутым ротором, выполненную в закрытом исполнении. Основными частями электродвигателя является статор 5 (рис. 66), коробки выводов 4, ротор 2, подшипниковые щиты 1. Вентилятор внешнего обдува 6 расположен со стороны, противоположной свободному концу вала. Корпус электродвигателя и подшипниковые щиты выполнены из алюминиевого сплава АЛ-9. Обмотка 3 статора однослойная, состоящая из мягких секций, изготовленных из круглого обмоточного провода марки ПСДКТ.
Коробка выводов съемная. Ее можно устанавливать как для правого расположения подводящих проводов, так и для левого относительно свободного конца вала.
Ротор двигателя вращается в подшипниках № 306 (ГОСТ 8336—57). Один из подшипников (со стороны вентилятора) ограничивает перемещение ротора в осевом направлении, так как его внутренняя обойма фиксирована на валу пружинным кольцом, а наружная — подшипниковыми крышками. Другой подшипник (со стороны свободного конца вала) выполнен плавающим в ступице щита. Этим достигается компенсация линейного удлинения вала при нагреве двигателя. В подшипниковых щитах устанавливают масленки и плунжеры для пополнения и полной замены смазки без разборки электродвигателя АОМ-32-4.
Основные технические данные электродвигателя АОМ-32-4:
Мощность..................... 1,5 квт Напряжение................... 220 в Номинальный ток.............. 7,6 а Частота...................... 50 гц К. п. д...................... 0,7 cos φ........................ 0,74 Скорость вращения............ 1 390 об/мин
На электропоезде ЭР2 приводом для вентилирующего устройства служит электродвигатель постоянного тока П-41 со смешанным компаундным возбуждением. Электродвигатель имеет два свободных конических конца вала, на которые насаживают рабочие колеса вентиляторов. Направление вращения левое. Клеммовая коробка также расположена слева, если смотреть со стороны коллектора.

Рис. 66. Электродвигатель АОМ-32-4
При длительном режиме работы электродвигатель имеет следующие технические характеристики:
Мощность длительная при 300 об/мин...... 0,2 квт Мощность длительная при 900 об/мин...... 0,9 квт Мощность длительная при 1 200 об/мин.... 1,2 квт Напряжение (рабочее).................... 50 в Пределы изменения скорости вращения..... 300—1 200 об/мин Вес..................................... 7,2 Кг