Электронасос ЭЦТ16-10 установлен на электропоезде ЭР9П и предназначен для создания принудительной циркуляции масла в системе охлаждения силового трансформатора. Он представляет собой герметичную моноблочную конструкцию, которая состоит из асинхронного электродвигателя и одноступенчатого центробежного насоса с лопаточным отводом.

Рис. 67. Электронасос ЭЦТ16-1
Рабочее колесо 1 (рис. 67) насоса и ротор 2 электродвигателя расположены на одном валу. Масло из бака трансформатора поступает на лопатки рабочего колеса и под действием полученной кинетической энергии проходит через лопаточный отвод, кольцевой канал и поступает на выправляющие лопатки корпуса. Омывая электродвигатель, масло направляется через нагнетательный патрубок 5 в систему охлаждения трансформатора. Клеммовая коробка 6 имеет шесть выводов для соединения обмотки электродвигателя в «звезду» или «треугольник» и один вывод для заземления. На всасывающем патрубке 7 имеется стрелка, указывающая направление вращения насоса.
Электронасос приводится в действие трехфазным асинхронным электродвигателем с короткозамкнутым ротором. Обмотка статора 3 однослойная и выполнена из провода ПСД-0,72/097. В качестве пазовой изоляции использована стеклоткань толщиной 0,17 мм в два слоя. Ротор вращается на двух подшипниках 4 № 305 (ГОСТ 8336—57). Электронасос предназначен для работы в длительном режиме и имеет следующие характеристики:
Подача.......................... 16 м3/ч Напор........................... 10±O,5 м вод.ст. Температура масла............... +10oC - +80o C Напряжение сети питания......... 220/380 в Ток статора..................... 3,5/2,0 а Скорость вращения............... 2 900 об/мин
Электронасос может работать при напряжении, равном (0,75—1,25) U и с одновременной асимметрией до 15%.
Электродвигатель вспомогательного компрессора для подъема токоприемника. На электропоезде ЭР2 установлен поршневой, прямоточный одноступенчатый компрессор типа КБ1-00. Его приводит в движение через клиноременную передачу электродвигатель постоянного тока П-11. По своей конструкции он аналогичен электродвигателям П-31 и П-41. Основные технические данные электродвигателя П-11 при длительном режиме работы:
Напряжение...................... 50 в Ток............................. 8,7 а Мощность........................ 0,5 квт Скорость вращения .............. 2 800 об/мин
На электропоезде ЭР9П установлен вспомогательный компрессор ЗИЛ-150 с приводом от электродвигателя постоянного тока П-31 (рис. 68). Основные технические данные электродвигателя П-31:
Мощность.............. 0,7 квт Напряжение............ 110 в Ток................... 8,7 а Скорость вращения..... 1 000 об/мин Вес................... 54,5 кг

Рис. 68. Электродвигатель П-31: 1 – лапы; 2 винт заземления; 3, 12 подшипниковые щиты; 4—траверса; 5 — коллектор; 6 – якорь; 7-дополнительные полюсы; 8 -подъемное кольцо; 9 – главные полюсы; 10-станина; 11 -обмотка якоря; 13 — центробежный вентилятор; 14 — шариковые подшипники; 15 — зажимная коробка; 16 – клеммовая панель
Вентиляторы кабины машиниста. Настольно-настенные бытовые вентиляторы типов ВН-7 и ВН-8, применяемые на электропоездах ЭР, представляют собой пропеллерные вентиляторы со встроенными маломощными однофазными электродвигателями переменного тока, рассчитанными на длительную работу. Пропеллер вентиляторов выполнен из трех резиновых лопастей, укрепленных на обтекателе. Обтекатель посажен на вал приводного электродвигателя, корпус которого шарнирно соединен со специальной подставкой, благодаря чему можно небольшим усилием изменять направление воздушной струи в вертикальной плоскости. Включение вентилятора в сеть осуществляется штепсельной вилкой.
Основные технические данные приводных электродвигателей вентиляторов:
Тип...................................... ВН-7 ... ВН-8 Напряжение, в............................ 110 ... 220 Потребляемая мощность, вт................ 21 ... 25 Номинальная скорость вращения, об/мин.... 2 750 ... 2 750 Производительность, м3/мин............... 7 ... 7 Вес, кг.................................. 1,1 ... 0,85
При пользовании вентиляторами следует соблюдать следующие правила: включать на напряжение, указанное на держателях; раз в три месяца смазывать подшипники, для чего через два отверстия, расположенные в передней и задней частях электродвигателя, вливать несколько капель масла (вазелинового, веретенного или машинного). Допустимый перегрев корпуса вентилятора не более 35° С.