Моторный и прицепной вагоны состоят из механической части, электрического и пневматического оборудования. Механическое оборудование вагона включает в себя кузов, ходовые части, тяговую передачу, тормозную рычажную передачу и ударно-тяговые приборы.
В кузове размещены сидения и различное внутреннее оборудование, способствующее комфорту пассажиров, а также оборудование освещения, отопления, вентиляции и частично аппаратура управления тяговыми двигателями и вспомогательными машинами.
Под кузовом размещают вспомогательные машины, аппараты силовых цепей, тормозные и ударно-тяговые приборы.
Тележки моторных и прицепных вагонов состоят из рам, рессорного подвешивания, колесных пар с буксами и тормозной рычажной передачи. В отличие от тележек прицепных вагонов тележки моторных вагонов имеют тяговые двигатели и передачу от двигателей к колесным парам.

Рис. 1. Общий вид электропоезда ЭР2
Если все несущие части кузова изготовлены из металла, то такой вагон называют цельнометаллическим. Примером таких вагонов служат вагоны электропоездов ЭР1, ЭР2 (рис. 1), ЭР9П и ЭР22 (рис. 2), а также электросекций СР3. Вагоны электросекций СВ, СД и CP выпуска до 1952 г. не могут быть названы цельнометаллическими, так как они имели крышу, выполненную в виде деревянной обшивки, обтянутой брезентом.
Если основные части кузова одновременно воспринимают все действующие на вагон нагрузки, то такую конструкцию кузова называют несущей. Цельнометаллические кузова электропоездов ЭР имеют несущую конструкцию. Вагоны электропоездов выполнены четырехосными и имеют по две двухосные тележки.
Назначением тележек является: служить опорой кузову вагона, передавать тяговые и тормозные усилия на кузов через шкворневые узлы, обеспечивать плавный ход вагона путем гашения всех вертикальных и горизонтальных колебаний от неровностей пути, от центробежных сил во время движения в кривых, от бокового давления ветра и т. п., сохранять вертикальное положение кузова путем создания возвращающих сил и, наконец, обеспечивать более легкое вписывание колесных пар вагона в кривые пути.
Для свободного прохода по кривым участкам пути кузов вагона шарнирно соединен с тележкой посредством пятникового или шкворневого устройства, вокруг которого она может поворачиваться в горизонтальной плоскости; при этом оси колесных пар будут устанавливаться по радиусу кривой, что уменьшает угол набегания колес на рельс и, следовательно, износ гребня колеса и головки рельсов. Тележки расположены по концам вагона на одинаковом расстоянии от его середины. Расстояние между шкворнями тележек называют базой вагона.

Рис. 2. Общий вид электропоезда ЭР22
Тележки электропоездов ЭР имеют цельносварные рамы и двойное рессорное подвешивание. На тележках моторных вагонов подвешены тяговые двигатели с опорой на поперечные балки рамы (опорно-рамная подвеска), редукторы тяговой зубчатой передачи с муфтами и тормозные цилиндры с рычажной передачей.
Тележки моторных вагонов электропоездов ЭР1 и ЭР2, начиная с поезда № 514 (рис. 3), аналогичны по конструкции своих основных частей, за исключением центрального подвешивания. Тележки ЭР1 имеют в центральном подвешивании по две эллиптических листовых рессоры системы Галахова и пятниковое устройство для опоры кузова вагона на тележку. В центральном подвешивании тележек ЭР2 (начиная с поезда №514) вместо рессор Галахова установлены четыре двойных пружины (по две с каждой стороны) и гидравлические амортизаторы.
Кузов вагона опирается на боковые скользуны. Центральное подвешивание этих тележек отличается большим статическим прогибом рессорного подвешивания, чем тележки электропоездов ЭР1. Обозначим их условно тележки ЭР2М.

Рис. 3. Тележка моторного вагона ЭР2 (начиная с поезда № 514)
Тележки моторных вагонов электропоездов ЭР9П совершенно аналогичны тележкам ЭР2М и отличаются от них лишь параметрами рессорного подвешивания, в соответствии с большей нагрузкой от кузова вагона. Тележки моторных вагонов электропездов ЭР22 (рис. 4) представляют собой двухосную бесчелюстную тележку с опорнорамной подвеской тяговых двигателей и двойным рессорным подвешиванием.
Передние тележки моторных (головных) вагонов электропоездов ЭР22 отличаются от задних установкой редуктора привода скоростемера СЛ-2, привода генератора скоростемера, датчиков противоюзного устройства и рычага для присоединения ручного привода тормоза.
Тележки прицепных вагонов электропоездов ЭР2 и ЭР9П конструкции КВЗ-ЦНИИ/Э (рис. 5), двухосные, бесчелюстные, с двойным рессорным подвешиванием.

Рис. 4. Тележка моторного вагона ЭР22
Тележки прицепных вагонов ЭР22 (рис. 6) типа ТЭК-П-37 конструкции Калининского завода (КВЗ), двухосные, бесчелюстные, с двойным рессорным подвешиванием, но с четырьмя гидравлическими амортизаторами в центральном подвешивании и дисковыми тормозами.


Рис. 5. Бесчелюстная тележка КВЗ-ЦНИИ/Э

Рис. 6. Бесчелюстная тележка ТЭК-II-37