Динамотор ДК-604В. Его устанавливают на электропоездах ЭР2. Он служит в качестве преобразователя для получения напряжения 50 и 1500 В. Напряжение 1500 В требуется для работы двигателя компрессора, так как изготовить его с изоляцией на 3000 В затруднительно (электрическая машина имела бы значительные габариты и ее было бы сложно расположить под вагоном электропоезда). Напряжение 50 В используют для питания цепей управления.
Если два двигателя соединить последовательно и подключить к контактной сети, то на каждом из них будет половина от приложенного напряжения. Потенциал в точке между двигателями составит 1500 В, что и требуется для двигателя компрессора. По соображениям экономии конструкторы поступили иначе и вместо двух двигателей используют один, собранный по следующей схеме. В подшипниковых щитах остова, как обычно, расположен якорь с двумя коллекторами, находящимися на его торцевых сторонах, якорных обмоток — тоже две. Каждая из них присоединена к своему коллектору, т.е. получилась двухколлекторная электрическая машина с общей магнитной системой, общим якорем, в одних и тех же пазах которого расположены две самостоятельные обмотки. Напряжение между обмотками якоря будет равно 1500 В, к данной средней точке подключают двигатель компрессора. На выступающий конец вала двигателя насажен якорь генератора управления, который вырабатывает напряжение 50 В при токе 200 А.
Литой стальной остов динамотора с торцевых сторон закрыт подшипниковыми щитами 1 (рис. 2.20). В них установлены подшипники якоря, в которых вращается его вал. На остове имеются коллекторные люки с крышками и резиновыми уплотнениями для осмотра коллекторов, щеток и замены последних. С помощью четырех лап двигатель подвешивают к раме кузова вагона.

Рис. 2.20. Разрез динамотора ДК-604В: 1 — подшипниковый щит; 2 — коллектор; 3 — щеткодержатель; 4 — коллекторная пластина; 5 — коллекторный люк; 6 — верхняя обмотка якоря; 7 — остов; 8 — нажимная шайба; 9 — сердечник главного полюса; 10 — низковольтная обмотка; 11 — обмотка высокого напряжения; 12 — сердечник якоря; 13 — нижняя обмотка якоря; 14 — траверса; 15 — вентилятор; 16 — крышка подшипника; 17 — вал якоря; 18 — втулка якоря; 19 — бандаж; 20 — сердечник добавочного полюса; 21 — катушка добавочного полюса; 22 — коллекторный люк генератора; 23 — вентиляционный патрубок; 24 — траверса генератора; 25 — щеткодержатель генератора; 26—остов генератора; 27 — коллекторная пластина; 28 — передняя нажимная шайба; 29 — обмотка якоря; 30 — сердечник якоря; 31 — задняя нажимная шайба; 32 — главный полюс генератора; 33 — катушка главного полюса
Стальной вал якоря 17 выступает из подшипниковых щитов. На большей выступающей части смонтирован якорь генератора, на противоположную часть вала насажено вентиляторное колесо 15. На валу якоря между нажимными шайбами (в настоящее время их называют обмоткодержателями) укреплен сердечник якоря, набранный из стальных листов. Чтобы уменьшить потери от вихревых токов, листы изолируют друг от друга лаком.
В сердечнике якоря имеются пазы, в которые укладывают две обмотки, каждую припаивают к своему коллектору 2 и 4. Коллекторы насажены до соприкосновения с нажимными шайбами 8. Пластмассовый корпус коллектора 2 армируется стальной втулкой и является не только несущей конструкцией, на которой собраны медные контактные пластины, но и хорошей изоляцией. Коллекторы набирают из 315 медных пластин, изолированных друг от друга миканитовыми прокладками. Нижняя часть пластины имеет клиновидную форму (ласточкин хвост). За счет этого пластина надежно удерживается при вращении коллектора с большой частотой. К верхней части пластины (петушку) припаивают обмотки якоря.
Обмотки якоря — волновые, их конструкция одинакова. Каждая из них состоит из семи секций (в секции четыре витка). Для изоляции обмоток используют электрокартон, стеклоэскапоновую и тафтяную ленты. Проволочные бандажи 19 удерживают обмотки якоря. После сборки якорь пропитывают в лаке, он приобретает монолитное состояние, повышенную изоляцию и защищенность от влаги.
В остове расположены главные 9 и добавочные 20 полюсы. Из-за низковольтной обмотки возбуждения, создающей основной рабочий магнитный поток двигателя, на сердечниках главных полюсов имеется по две катушки. Ближе к остову расположена низковольтная катушка 10, сверху—высоковольтная 11. На добавочных полюсах имеются только высоковольтные обмотки. Они изготовлены из круглого изолированного медного провода, межвитковой изоляцией служат стеклоэкапоновая и тафтяная ленты. Собранные катушки пропитывают в лаке.
Динамотор имеет четыре щеткодержателя 3, расположенные на каждом коллекторе. Они изолированы от кронштейнов фарфоровыми изоляторами. Электрографитированные щетки с медными шунтами марки ЭГ-2А имеют нажатие около 10 Н за счет ленточной спиральной пружины. Щеткодержатели укреплены на траверсе 14, которую при испытании двигателя можно смещать по направлению вращения или против. После того как добьются удовлетворительной коммутации, траверсу фиксируют стопором.
Для охлаждения двигателя и генератора служит вентилятор 15. Вентиляторное колесо, насаженное на вал якоря, представляет собой стальной диск с лопатками. Охлаждающий воздух всасывается через фильтр из пассажирского помещения и через специальный патрубок 23 со стороны генератора подается к якорю и полюсам динамотора (на рис. 2.20 направление показано стрелками). Затем, проходя через отверстия в подшипниковом щите, воздух выбрасывается наружу.
Генератор управления. Вырабатываемое им напряжение используется для питания цепей управления, освещения, вентиляции, а также для заряда аккумуляторной батареи. Остов генератора 26 цилиндрической формы имеет прилив с выточкой под посадку на подшипниковый щит двигателя динамотора. Для осмотра коллектора с передней стороны остова имеются коллекторные люки с крышками с резиновыми уплотнениями и специальными замками. Подшипниковые щиты на генераторе отсутствуют, и его торцевая часть закрыта чугунным щитом, на котором имеется патрубок для вентиляции.
В остове расположены четыре главных полюса 32, сердечники которых набраны из стальных листов, соединенных стержнями. В стержнях имеются углубления с резьбой, в которые ввертывают болты, крепящие полюсы к остову. Катушки полюсов изготавливают из изолированного медного провода, они прижаты к поверхности полюсов пружинными фланцами. Межкатушечные соединения и выводы изготовлены из кабеля сечением 16 мм2.
Якорь генератора собирают на якорной втулке, которая отливается вместе с задней нажимной шайбой 31. Своего вала якорь не имеет, и втулка насаживается на выступающий вал двигателя. Сердечник якоря 30 набирают из стальных штампованных листов толщиной 0,5 мм, изолированных лаком. Собранный якорь удерживается на валу шпонкой и закрепляется гайкой, навернутой на конец вала.
В сердечнике имеются пазы, в которые уложена обмотка 29. В каждой секции обмотки находятся восемь медных проводников. Межвитковая изоляция выполнена из стеклоэскапоновой ленты, обмотка в пазах закрепляется проволочными бандажами.
Коллектор набран из 107 медных пластин 27, которые изолированы миканитовыми прокладками. Пластмассовый корпус коллектора, армированный стальной втулкой, насажен на втулку якоря и удерживается шпонкой. Щеткодержатели 25 закреплены на траверсе 24, окончательное положение которой устанавливают после испытания электрической машины и фиксируют винтом.
Латунный щеткодержатель имеет цилиндрическую нажимную пружину, которая обеспечивает нажатие на щетку около 10… 12 Н. Положение щеткодержателей можно регулировать по мере износа щеток. Щетки соединяются с выводными концами с помощью медных шунтов.
Генератор подключен параллельно аккумуляторной батареи и в процессе работы обеспечивает ее постоянный подзаряд. Стабилизацию напряжения генератора при колебаниях напряжения в контактной сети или при изменениях нагрузки генератора обеспечивает регулятор напряжения, который изменяет ток в обмотке возбуждения генератора, подключенной параллельно обмотке якоря.
Технические данные динамотора ДК-604В
Длительность напряжения Генератор управления Мощность, кВт........................................... 12 10 Напряжение, В........................................... 3000 50 Ток якоря, А............................................ 5,3 200 Частота вращения якоря, об/мин.......................... 1000 1000 Якорь Число пазов............................................. 45 27 Шаг по пазам............................................ 1—12 1—7 Размеры паза, мм........................................ 10,8х32,2 10,2х32,5 Число сторон секций в пазу.............................. 2x14 8 Число витков в секции................................... 4 1 Число проводников в пазу................................ 2x56 8 Тип обмотки............................................. — Волновая Сопротивление при 20 °C, Ом............................. 9,6 0,019 Число коллекторных пластин.............................. 315 107 Шаг по коллектору....................................... 1—158 1—54 Размер неизолированного провода, мм..................... 0,86 1,56х5,9 Класс изоляции проводов................................. В В Полюсы Число полюсов главных................................................. 4 4 дополнительных.......................................... 4 — Воздушный зазор, мм..................................... 2,5 2,2 Число витков на полюс обмотки последовательного возбуждения........................... 170 — независимого -//-....................................... 530 — параллельного -//-...................................... — 510 дополнительных полюсов.................................. 350 — Сопротивление обмотки при 20 °С Ом последовательного возбуждения........................... 2,44 — независимого -//-....................................... 11,4 — параллельного -//-...................................... — 4,5—5,1 дополнительных полюсов.................................. 3,4 — Диаметр неизолированного провода, мм, обмотки последовательного возбуждения........................... 2,1 — независимого -//-....................................... 1,68 — параллельного -//-...................................... — 2,26 дополнительных полюсов.................................. 2,1 — Класс изоляции катушки полюса........................... В В Щетки Число щеткодержателей................................... 2x4 4 Число щеток на один щеткодержатель...................... 1 2 Размеры, мм............................................. 8х25х50 16х32х32
Преобразователь 1ПВ6. Преобразователь, устанавливаемый на электропоездах ЭР2Т, ЭД2Т, представляет собой сложный двухмашинный агрегат, который преобразует постоянный ток в трехфазный переменный. Он состоит из двигателя и синхронного генератора.
Двигатель преобразователя (рис. 2.21) является четырехполюсной машиной постоянного тока со смешанным возбуждением и самовентиляцией. Двигатель питается от контактной сети и рассчитан на номинальное напряжение 3000 В. Имея мощность 50 кВт, при номинальном токе 19,2 А его частота вращения составляет 1000 об/мин.

Рис. 2.21. Продольный (л) и поперечный (б) разрезы преобразователя 1ПВ6: 1 — коробка выводов; 2 — шайба; 3 — щеткодержатель; 4 — щит генератора; 5, 12 — болты; 6 — остов генератора; 7 — сердечник ротора; 8 — статор; 9— втулка; 10, 26 — крышки подшипников; 11, 25 — подшипники; 13 — подшипниковый щит; 14 — болт; 15 — вентилятор; 16 — обмоткодержатель; 17 — остов двигателя; 18 — секция обмотки якоря; 19 — бронзовый болт; 20—вал; 21 — коллектор двигателя; 22 — щеткодержатель; 23—щит двигателя; 24 — траверса; 27 — болт отверстия для слива конденсата; 28 — болты крепления статора; 29 — сердечник добавочного полюса; 30 — латунные прокладки; 31 — катушка добавочного полюса; 32 — катушка независимого возбуждения; 33 — высоковольтная катушка; 34 — сердечник главного полюса; 35 — полюсы ротора генератора
Стальная станина (остов) 17 двигателя имеет цилиндрическую форму. Четыре лапы остова служат для подвески двигателя под вагоном. Со стороны коллектора в остове имеются смотровые люки, закрытые съемными крышками. Со стороны, противоположной коллектору, проделаны отверстия для выброса вентилирующего воздуха, закрытые сетками.
В горловинах остова установлены подшипниковые щиты 13 и 23, в гнезда которых запрессованы наружные обоймы роликовых подшипников. Внутренние кольца подшипников напрессованы на вал 20. Радиально-упорный подшипник со стороны коллектора не имеет осевых перемещений, а радиальный подшипник со стороны вентилятора допускает некоторое осевое перемещение при температурных изменениях длины вала. Подшипники заполняют смазкой ЖРО.
Со стороны, противоположной коллектору, на вал насажено вентиляторное колесо 15 с двумя рядами лопаток. Один из них служит для вентиляции двигателя, другой — генератора. Один конец вала якоря двигателя выходит из остова, на него насажен ротор синхронного генератора.
Сердечник якоря набирают из отдельных штампованных стальных листов, покрытых с обеих сторон изоляционным лаком. Стальные листы насаживают на вал и зажимают двумя нажимными шайбами (обмоткодержателями). В 49-ти пазах якоря уложена волновая обмотка 18, ее корпусная изоляция — четыре слоя липкой стеклоэскапоной ленты и один слой стеклоленты. Пазовые и лобовые части обмотки закреплены бандажами.
Коллектор имеет арочную конструкцию, он стягивается шестью болтами между нажимным конусом и втулкой. Коллектор набран из 343 коллекторных пластин 21, изолированных миканитовыми прокладками. Пластины изолированы от корпуса коллектора миканитовым цилиндром и манжетами. Собранный якорь представляет собой монолит и удерживается на валу двигателя с помощью шпонок.
Внутри остова (вокруг якоря) располагаются четыре головных и четыре добавочных полюса. Сердечники главных полюсов набраны из стальных листов и стянуты заклепками. Сердечники добавочных полюсов отлиты из стали. Каждый полюс крепится к остову тремя болтами, между добавочными полюсами и остовом имеются диамагнитные прокладки. На сердечниках главных полюсов расположены по две катушки: последовательного возбуждения (высоковольтная) и независимого возбуждения (низковольтная), которые укреплены пружинными фланцами. Корпусы катушек изолируются стеклослюдяной лентой и стеклолентой, затем катушки с полюсами пропитывают в эпоксидном компаунде.
На поворотной траверсе 24 установлены четыре щеткодержателя 22, в каждом из которых расположена одна щетка. Траверса прикреплена на подшипниковом щите в специальной выточке, и после испытания двигателя фиксируется винтом. Латунный корпус щеткодержателя закреплен на пальце, на который насажен фарфоровый изолятор. Щетки имеют гибкие медные шунты с наконечниками, нажатие на них обеспечивает ленточная спиральная пружина, укрепленная на щеткодержателе.
Синхронный генератор, приводимый во вращение двигателем преобразователя, предназначен для питания вспомогательных цепей и цепей управления электропоездом. Он представляет собой шестиполюсную машину мощностью 38 кВ А, с номинальным напряжением 230 В, током 120 А промышленной частоты 50 Гц.
Ротор генератора насажен на выступающий вал двигателя. Сердечник ротора 7 выполнен из стального литья, он имеет шестигранную форму и удерживается на валу шпонкой. Каждый полюс закреплен на сердечнике тремя болтами, на полюсах расположена обмотка возбуждения (по схеме И1 — И2), которая питается постоянным током и создает рабочий магнитный поток. Полюсные катушки соединены последовательно, их изоляция выполнена из стеклослюдинитовой ленты и стеклоленты, пропитанной в эпоксидном компаунде.
На сердечник ротора напрессована стальная втулка, имеющая пластмассовый корпус, на котором укреплены два латунных контактных кольца. К торцу корпуса генератора прикрепляют щит с четырьмя щеткодержателями, изолированными от него. Щетки подводят питание от внешней цепи к вращающейся обмотке возбуждения. Нажатие на щетку осуществляется винтовыми пружинами.
В остов генератора 6 запрессован сердечник статора 8, набранный из листов электротехнической стали. Сердечник фиксируется шпонками, приваренными к остову. В пазах статора расположена трехфазная обмотка, соединенная «звездой». При вращении ротора магнитный поток, создаваемый полюсами, пересекает проводники статорных обмоток и индуктирует в них переменные эдс. Катушки статора, намотанные из изолированного провода, имеют по восемь витков, каждый виток состоит из трех параллельно соединенных проводников.
Пазы обмотки статора изолированы двумя слоями электрокартона, между ними проложен стеклослюдопласт. Катушки в пазах также изолируются электрокартоном и слоем гибкого миканита. В пазах они закреплены буковыми клиньями.
Некоторые часто встречающиеся неисправности преобразователя приведены в табл. 3.
Таблица 3. Наиболее часто встречающиеся неисправности преобразователя
Неисправность | Причина | Способ устранения |
Подгар коллектора, щеток, контактных колец | Заклинивание щетки. Размер щетки меньше нормы. Недостаточное давление пружины |
Вынуть щетку, протереть бензином обойму щеткодержателя. Заменить щетку. Снять щеткодержатель и заменить пружину. |
Подгар смежных коллекторных пластин | Межвитковое замыкание обмотки якоря | Устранить неисправность в депо |
Преобразователь идет вразнос | Обрыв в цепи обмотки возбуждения генератора. Нарушен контакт между кольцами и щетками | Устранить обрыв. Проверить размеры щеток, при необходимости — заменить. Вычистить поверхность контактных колец |
Технические данные преобразователя 1ПВ6
Двигатель Синхронный генератор Номинальная мощность, кВт......................................... 50 38 при cos a = 0,8 Номинальное напряжение, В......................................... 3000 230 Номинальный ток, А................................................ 19,2 120 Дополнительное сопротивление в цепи якоря, Ом..................... 18 — Номинальная частота, Гц........................................... — 50 Число фаз......................................................... — 3 Номинальная частота вращения, об/мин.............................. 1000 1000 Режим работы...................................................... Продолжительный Масса, кг, не более............................................... 1980 Щетки Марка............................................................. ЭГ-2А Мб Габаритные размеры, мм............................................ 10х40х50 10х16х25 Нажатие на щетку, Н............................................... 9,8...12,7 6,9...8,8 Минимальный радиальный размер, мм................................. 23 14 Количество........................................................ 4 4 Коллектор и контактные кольца Диаметр, мм....................................................... 390 188 Минимально допустимый диаметр, мм................................. 374 176 Зазор между коллектором (кольцом) и корпусом щеткодержателя, мм... 3 3
Таблица 4. Неисправности вспомогательных машин
Неисправность электрической машины постоянного тока | Причина | Способ устранения |
Искрение всех или части щеток | Неправильное положение щеток | Установить щетки в соответствии с заводскими метками, имеющимися на щите и траверсе |
Сильный нагрев коллектора и щеток | Щетки слишком сильно прижаты к коллектору. Несоответствующие марки или размеры щеток (угольные щетки слишком мягки или тверды) |
Ослабить нажатие щеток, в случае надобности растянуть нажимную пружину щеткодержателя или заменить ее. Заменить соответствующими щетками |
Двигатель плохо запускается или работает с ненормальной скоростью | Некоторые соседние пластины коллектора соединены накоротко, так как образовавшиеся во время обточки заусенцы не были удалены | Осторожно удалить все заусенцы, отшлифовать коллектор стеклянной шкуркой, в случае надобности обточить |
Обмотка якоря сильно нагревается | Межвитковое соединение или короткое замыкание в одной или нескольких якорных катушках | Поврежденные якорные катушки заменить |
Равномерное, в некоторых случаях довольно значительное искрение при нагрузке (при холостом ходе машина не искрит) | Действие дополнительных полюсов сильное или слабое. Зазор между якорем и дополнительными полюсами мал или велик | Проверить и установить под всеми дополнительными полюсами одинаковый зазор, предписанный заводом. Путем передвижения щеток проверить действие дополнительных полюсов (сильное или слабое) |
Почернение некоторых коллекторных пластин, находящихся на определенном расстоянии друг от друга (соответственно числу полюсов или пар полюсов). После каждой чистки или обточки коллектора чернеют одни и те же пластины | Плохой контакт в соединениях между обмоткой и коллектором (в петушках) вследствие некачественной пайки | Проверить пайку всех соединений между обмоткой якоря и почерневшими пластинами коллектора. Все некачественные пайки вновь перепаять |
Почернение определенных пластин и коллектора. Изоляция между двумя или несколькими коллекторными пластинами сильно выгорела | Обрыв обмотки в катушке якоря, находящейся между почерневшими пластинами коллектора. (Обрыв большей частью находится в соединениях между коллектором и обмоткой, реже в самой катушке.) | Заменить неисправную катушку или выполнить операции, указанные в предыдущем пункте |
Почернение каждой второй или третьей пластины коллектора | Между пластинами коллектора выступает изоляция | Проложить изоляцию между пластинами коллектора на необходимую глубину |
Щетки одного полюса искрят сильнее щеток других полюсов | Зазор между якорем и отдельными полюсами неодинаков | Установить одинаковые зазоры при помощи прокладок |
Круговое легкое искрение (искры по поверхности коллектора, перескакивающие со щеток одного полюса на щетки другого полюса) | Загрязнение коллектора вследствие чрезмерного смазывания или применения слишком мягких угольных щеток | Протереть коллектор чистой неволокнистой тряпкой, слегка смоченной (но не пропитанной) бензином, и отшлифовать мелкой стеклянной шкуркой; поставить более твердые щетки |
Перегрев всего двигателя | Двигатель перегружен | Устранить перегрузку |
Равномерное сильное нагревание всей машины | Нарушен режим работы двигателя | Соблюдать режим работы |
Вся обмотка якоря нагревается равномерно, иногда искрит | Двигатель перегружен | Устранить перегрузку |
Перегрев обмотки возбуждения. Некоторые катушки сильно нагреваются, часть катушек остается холодной. Искрение щеток, нагревание якоря | Межвитковое или короткое замыкание в одной или нескольких полюсных катушках. Ток возбуждения увеличился вследствие уменьшения сопротивления обмотки возбуждения от короткого замыкания в неисправных катушках | Измерить напряжение на отдельных катушках дополнительных и главных полюсов, неисправную катушку заменить |
Двигатель не запускается | Перегорели предохранители | Поставить новые предохранители |
Отсутствие тока в якоре при включенном пусковом реостате | Обрыв в пусковом реостате или проводах | Найти при помощи контрольной лампы или мегаомметра место обрыва и устранить обрыв |
Ток в якоре имеется, но под нагрузкой двигатель не запускается. Без нагрузки запущенный вручную двигатель развивает очень большую частоту вращения | Обрыв или плохой контакт в цепи возбуждения. Межвитковое соединение или короткое замыкание в одной или нескольких шунтовых катушках. Неправильное чередование полюсов |
Найти при помощи контрольной лампы место обрыва или плохого контакта и исправить повреждение. Измерить напряжение на отдельных катушках дополнительных и главных полюсов. Неисправную катушку заменить. Проверить полярность главных и дополнительных полюсов и привести в соответствие |
Частота вращения двигателя больше номинальной | Щетки сдвинуты с нейтрали против вращения двигателя Сопротивление шунтового регулятора слишком велико | Поставить щетки на нейтраль
Уменьшить сопротивление шунтового регулятора, а в случае надобности совершенно выключить его |
Частота вращения двигателя меньше номинальной | Щетки сдвинуты с нейтрали вперед по направлению вращения двигателя Сопротивление шунтового регулятора слишком мало | Поставить щетки на нейтраль. Увеличить сопротивление шунтового регулятора |
Нагрев подшипников | Недостаток или избыток смазки Наличие в смазки воды. Загрязнение подшипников |
Обеспечить нужное количество смазки. Заменить смазку Прочистить и промыть подшипник |
Таблица 5. Неисправности вспомогательных машин
Неисправность электрической машины переменного тока | Причина | Способ устранения |
Перегрев или неравномерный нагрев обмотки статора | Межвитковое замыкание в обмотке статора. Неправильное соединение катушек одной фазы Короткое замыкание между двумя фазами |
Неисправную катушку перемотать или заменить. Правильно соединить обмотку. Отсоединить все три фазы. Определить при помощи мегаомметра место замыкания между фазами и устранить неисправность |
Двигатель запускается и работает с номинальной нагрузкой, но ток в фазах различный (в одной фазе на 73% больше, чем в двух других), частота вращения ротора ниже номинальной | Внутренний обрыв одной фазы обмотки статора | Определить при помощи мегаомметра или контрольной лампы место обрыва и устранить его |
Двигатель при пуске не разворачивается | Отсутствие напряжения в одной из фаз | Найти и устранить разрыв цепи |
Двигатель гудит, вал не вращается | Перегорел предохранитель. Обрыв фазы в подводящих проводах, пусковой аппаратуре | Проверить и затянуть крепление проводов, исправить повреждение в пусковой аппаратуре |
Двигатель не развивает номинальную частоту вращения и гудит | Одностороннее притяжение ротора из-за износа подшипников, перекоса подшипниковых щитов, изгиба вала | Заменить подшипники, устранить перекос подшипниковых щеток и изгиб вала |
Пониженная частота вращения ротора под нагрузкой | Перегрузка двигателя, пониженное напряжение, неправильно соединены обмотки, неравномерность напряжения на фазах (неисправность расщепителя фаз) | Не допускать перегрузку, присоединить обмотки, устранить неисправность расщепителя фаз |
Ротор слабо развивает скорость и гудит, двигатель перегревается | Оборван один или несколько стержней обмотки ротора, неправильно соединены обмотки, неравномерность напряжения на фазах | Устранить указанные неисправности |
Ротор не вращается или вращается медленно | Обрыв фазы обмотки статора, задевание ротора за статор, заклинивание подшипников | Устранить указанные неисправности |
Двигатель нагревается при номинальных нагрузках | Межвитковое замыкание в обмотке статора, загрязнение обмоток или вентиляционных каналов, разрушение вентиляторного колеса | Устранить межвитковое замыкание в обмотке. Удалить грязь, заменить вентиляторное колесо |
Двигатели компрессоров. Для снабжения пневматических сетей электропоезда сжатым воздухом применяют воздушные компрессоры, валы которых приводятся во вращение двигателями компрессоров. На электропоездах ЭР2 установлен двигатель постоянного тока ДК-409В, на электропоездах ЭР2Т, ЭД2Т — асинхронный, трехфазный двигатель переменного тока 548А. Его ротор и сердечник статора встроены в корпус двигателя постоянного тока ДК-409В. Это сделано для того, чтобы компрессор можно было соединять с тем или другим двигателем, так как на различных сериях электропоездов эксплуатируется один и тот же компрессор ЭК7Б (или ЭК7В).
Двигатель ДК-409В имеет последовательное возбуждение и четыре главных полюса без добавочных полюсов. Сердечники полюсов набраны из отдельных стальных листов, стянутых заклепками, и прикреплены к корпусу шпильками. Катушки выполняют из изолированного провода с корпусной изоляцией из тафтяной, лакотканевой и киперной лент. В процессе изготовления их компаундируют и покрывают лаком для повышения электрической и механической прочности. На сердечниках катушки удерживаются пружинными фланцами.
Со стороны коллектора к корпусу двигателя прикреплен шестью болтами подшипниковый щит. К его кольцевому выступу двумя болтами присоединяют поворотную траверсу, с помощью которой можно регулировать положение щеток и улучшать коммутацию. Подшипниковый щит закрыт кожухом со специальным замком, кожух имеет войлочное уплотнение. В щите установлен шариковый подшипник, со стороны компрессора в отверстии корпуса двигателя имеется роликовый подшипник, закрытый крышкой с лабиринтным уплотнением и войлочным кольцом. На конусном выступе вала якоря укреплена цилиндрическая косозубая шестерня для привода компрессора.
Двигатель имеет два щеткодержателя, которые расположены под углом 90°. Бронзовый корпус щеткодержателя содержит обойму для щетки и прижимной палец с пружиной. Кронштейн щеткодержателя выполнен пластмассовым и с одной стороны имеет гребенку для соединения с корпусом щеткодержателя. Другой стороной кронштейн прикрепляют к приливу поворотной траверсы.
Сердечник якоря набирают из отдельных листов и зажимают на валу между нажимными шайбами. Волновую обмотку укладывают в пазы якоря и фиксируют текстолитовыми клиньями (на лобовых частях — бандажной проволокой). Обмотка якоря изготовлена из такого же провода, что и обмотка полюсов и имеет такую же изоляцию. Коллектор зажат между конусной и нажимной втулками. Он содержит 273 пластины, изолированных друг от друга миканитовыми прокладками, а от втулок — миканитовым цилиндром и манжетами. На валу двигателя коллектор удерживается шпонкой. Вентилятора двигатель не имеет.
Технические данные электродвигателя ДК-409В
Кпд (без демпферного резистора), %..................... 76 Номинальное напряжение, В.............................. 1500 Номинальный ток, А..................................... 4,65 Мощность, кВт.......................................... 5 Частота вращения, об/мин............................... 1020 Число главных полюсов.................................. 4 Число витков обмотки главного полюса................... 642 Число пазов............................................ 39 Шаг по пазам........................................... 1-10 Число витков в секции.................................. 6 Число коллекторных пластин............................. 273 Шаг по коллектору...................................... 1-137 Число щеткодержателей.................................. 2 Число щеток в щеткодержателе........................... 1 Сопротивление обмоток двигателя при 20 °C, Ом.......... 19,76 Масса, кг.............................................. 365
Статор асинхронного двигателя усл. № 548А изготовлен из листов электротехнической стали, покрытых лаком. В пазах статора расположены три обмотки, сдвинутые на 120° и соединенные «звездой», их концы выведены в зажимную коробку. Ротор также выполнен из стальных листов и имеет обмотку в виде беличьей клетки.
Переменный трехфазный ток, проходя по обмотке статора, создает вращающееся магнитное поле, которое, пересекая стержни ротора, индуктирует в них эдс Под ее влиянием в стержнях ротора появляется ток. При взаимодействии тока стержней ротора с вращающимся магнитным полем статора возникают силы, образующие вращающий момент ротора.
Двигатель полностью закрыт и защищен от влаги. Вал ротора вращается в двух роликовых подшипниках, один из которых установлен в подшипниковый щит, другой—в корпус двигателя. Подшипники закрыты крышками, имеющими лабиринтные уплотнения.
Технические данные электродвигателя усл. № 548А
Номинальное напряжение, В.................................. 220/381 Номинальный ток, А......................................... 28/16 Номинальная мощность, кВт.................................. 5 Частота тока, Гц........................................... 50 Частота вращения, об/мин................................... 975 Габаритные размеры, мм..................................... 602x49x510 Масса, кг.................................................. 310 Тип подшипников............................................ Шариковый, № 308