Депо

Депо (франц. depot, букв.— склад, хранилище) — предприятие, предназначенное для обеспечения эксплуатации и ремонта подвижного состава: локомотивов, вагонов, моторвагонных секций магистральных  железных дорог и метрополитена, трамваев.

Первые здания для обслуживания локомотивов и вагонов появились с началом эксплуатации ж. д. Одновременно со строительством первой в России Царскосельской железной дороги (1836—38) были сооружены первые депо — здания с примитивным оборудованием (паровозный сарай, сарай для вагонов). При прокладке Петербург-Московской железной дороги (1851) на ст. Москва были созданы вагонные мастерские, для которых построено кирпичное здание дл. 125 м и шир. 15 м. Внутри помещалось три колеи, на которых могло разместиться 6—7 вагонов. По существу это было депо, которое в 1869 выделилось в участок тяги. Рост объёма перевозок на магистрали вызвал технического перевооружение вагонного хозяйства. В результате расширения депо (пристройка подсобного помещения) производственная площадь увеличилась в 2 раза. В 1910 вагонное депо стало самостоятельным предприятием, выделившись из участка тяги.

В 1869 в Харькове возведён паровозный сарай, в котором разместилось 6 токарных, сверлильных и один строгальный станок. Стойловые части были оборудованы для паровозов типа 1—2—0 «Русак» и 1—2—0 «Струве». На станции Таллинн в 1870 были построены мастерские для ремонта подвижного состава, один сарай для 12 паровозов и другой — для вагонов. В паровозном сарае на ст. Пенза (1873) кроме ремонта и технического обслуживания подвижного состава была организована помощь линейным работникам в ремонте повозок, домкратов и др. примитивной техники. Рядом с паровозным сараем на два стойла была построена кузница. В кон. 19в. на всех строившихся магистралях при проектировании станций застройки отводилось место и под депо.

Различают депо специализированные — локомотивные, вагонные, моторвагонные и др. и смешанные — для различных вид он подвижного состава одновременно (например, электровозов и тепловозов). Размещение большинства зданий и сооружений локомотивного и вагонного хозяйств на железнодорожной линии определяется расположением локомотивных депо. Обычно комплекс зданий локомотивного хозяйства проектируют на участковых, сортировочных, а в отдельных случаях — на грузовых и пасс, станциях.

Локомотивные депо предназначены для выполнения технического и профилактических осмотров, периодичного и подъёмочного ремонтов локомотивов, которые поступают в здание депо по деповским путям. Локомотивные депо, как правило, расположены в одноэтажных зданиях, в которых оборудована стойловая часть. Здания локомотивных депо компонуют из отд. цехов и помещений (блоков), самостоятельных в строит, отношении, но объединяющих родственные технологические процессы. Мастерские и служебно-бытовые помещения обычно располагают в пристройках. Здания первых локомотивных депо строились веерными — с веерным вводом путей. Распространены также прямоугольные и ступенчатые в плане здания. Ступенчатая форма создаёт условия для хорошего естественного освещения цехов и дальнейшего расширения депо, пристройки новых цехов, но большой периметр наружных стен увеличивает стоимость строительства и расходы на эксплуатацию таких зданий. Наиболее экономично строительство депо с прямоугольной планировкой. В стойловых цехах локомотивных: депо устраивают смотровые канавы, балконы для ремонта токоприёмников (в электровозных депо) и дымовытяжные устройства (в тепловозных депо). Все цеха и мастерские оборудуются кран-балками или мостовыми кранами грузоподъёмностью от 10 до 30 т.

Моторвагонные депо предназначены для ремонта, обслуживания и эксплуатации моторвагонных секций, эксплуатируемых на пригородных участках электрифицир. ж.д. Здание моторвагонного депо состоит из стойловых цехов, мастерских и служебно-бытовых помещений. Стойла в депо специализированы по видам ремонта и осмотра. Длина стойл подъёмного ремонта должна обеспечивать постановку на одном пути двух вагонов с выкаткой тележек между вагонами.

Вагонные депо предназначены для деповского и текущего ремонта пасс, и грузовых вагонов, ремонта и комплектации узлов и деталей, а также оборудования вагонов при эксплуатации. Вагонные депо специализируются по типу ремонтируемых вагонов — пасс, и грузовых вагонов, цистерн, изотермических вагонов и рефрижераторного подвижного состава. Вагонные депо обычно размещают на станциях формирования пасс, составов, в пунктах погрузки, выгрузки и подготовки к погрузке грузовых вагонов, вблизи промывочно-пропарочных предприятий (для цистерн), в пунктах приписки рефрижераторного подвижного состава. Здание вагонного депо имеет основные (производств.), ремонтно-заготовительные и вспомогательные цеха и отделения. К основные цехам и отделениям вагонного депо относятся сборочный и теле- жечно-колёсный цеха, малярное отделение, тележечный и колёсные парки. В депо имеются ремонтно-заготовительные и вспомогательные цеха и отделения — контрольный пункт автосцепки, баббитозаливочное, кузнечно-рессорное, механическая и электросварочное отделения, а также отделения ремонта гасителей колебаний, крышек разгрузочных люков и др. Как правило, вагонное депо представляет собой одноэтажное трёхпролётное здание, в двух пролётах которого размещены цеха деповского и текущего ремонта, оборудованные мостовыми кранами. Тележечный и колёсный парки устраивают на открытой площадке, оборудованной мостовым краном.

Строит, конструкции депо проектируются преим. из сборного железобетона. Несущий остов конструкции здания депо образует каркас (см. рис.), воспринимающий силовые воздействия и обеспечивающий прочность, жёсткость и устойчивость здания.

депо

Конструктивные решения локомотивных депо: а — с беспрогонным покрытием: б — с плитами на пролёт; 1 — ферма покрытия; 2 — плита покрытия; 3 — плита на пролёт; 4 — подстропильная балка.

К элементам каркаса относятся также фахверковые колонны и стеновые панели (навесные и самонесущие). Сборные и монолитные фундаменты воспринимают нагрузку от опирающихся на них колонн. В большинстве случаев применяют монолитные фундаменты. Сборные элементы каркаса изготовляются по таловым проектам.

Для каркасов зданий депо используют следующие конструкции: колонны прямоугольные из высокопрочных бетонов, получаемые центрифугир. способом и с предварит, напряжением; беспрогонное покрытие из строит, ферм и укладываемых по ним плит; сегментные безраскосные фермы с предварительно напряжённым нижним поясом; покрытие с плитами на пролёт макс. заводской готовности, укладываемыми по продольным подстропильным балкам; возможно применение совмещённых конструкций подстропильной и подкрановой балок в единой системе.

Для обслуживания ЭПС метрополитена на всех основные линиях построены электродепо.

Скоростной электропоезд ЭС1 Ласточка (Siemens Desiro ML)

Скоростной электропоезд ЭС1 "Ласточка"

Электропоезда ЭС1 (проект «Desiro RUS»), получившие название «Ласточка», являются двухсистемными с возможностью эксплуатации их как на постоянном, так и на переменном токе с максимальной скоростью 160 км/ч. Каждый электропоезд состоит из двух моторных головных и трех немоторных вагонов. В целях повышения пассажировместимости конструкция электропоезда позволяет произвести сцепку двух однотипных поездов в один состав. Для этого…
Прохождение обязательного медицинского осмотра

ПРМО - Приказ Минтранса от 12.01.2021 №4

Приказ Минтранса от 12 января 2021 года №4 определяет порядок проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров на железнодорожном транспорте общего пользования.
Кабина управления высокоскоростного электропоезда Сапсан

Инструкция по охране труда локомотивных бригад ВСМВПС

Инструкция по охране труда локомотивных бригад ВСМВПС утвержденная Распоряжением ОАО "РЖД" от 2 декабря 2021 года №2716/р определяет общие требования охраны труда, устанавливает требования охраны труда перед началом работы, требования охраны труда во время работы, требования охраны труда в аварийных ситуациях и по окончании работы.
Яркий логотип Интернет-сайта Машинист электропоезда и Эсткор

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

Поддержку Интернет-ресурса осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" (ОГРН: 1205000045700, ИНН/КПП: 5012102260/501201001). Все права защищены.

Обратная связь

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980