Лежневая дорога

Лежневая дорога — колея из выступающих или врытых вровень с грунтом деревянных продольных брусьев (лежней). По таким путям, например в шахтах, передвигались тележки (вагонетки). Сход тележек с Л. Д. предотвращал направляющий стержень, укреплённый в ниж. части тележки и входивший в промежуток между лежнями; затем стали укладывать лежни, которые имели скруглённую форму, а на колёсах тележек появились желоба. Первоначально тележки перемещали вручную, позднее стали впрягать лошадь, лежни не только служили направляющими, но и воспринимали основные нагрузку. В 13—14 вв. Лежневые дороги были на многих рудниках и шахтах, использовались при строительстве военных укреплений (см. рис.). Остатки тележки на терр. нашей страны найдены в 1722 в старом медном руднике, в котором разработки руды велись ещё в 17 в.

лежневая дорога

лежневая дорога в средневековой шахте. Гравюра из книги «Космография», изданной в Германии в 1550.

Элементы «полосовой» дерев, дороги, проложенной по указу Петра I (в начале 18 в.), обнаружены при изысканиях трассы Петербург-Московской железной дороги в 1842. Продольные дерев, гладкие лежни покоились на поперечных брусьях (шпалах). По такому пути в тележках можно было перевезти груза в 4 раза больше, затрачивая усилий меньше, чем при движении без направляющей колеи, особенно при использовании конной тяги. Со временем стали передвигать повозки канатным приводом от водяного колеса.

В 1763—64 на Колывано-Воскресенскнх заводах на Алтае была построена лежневая дорога по проекту К. Д. Фролова. Дорога была проложена на подмостях. Лежни, вероятно, были с железным покрытием; тележки («собаки») имели направляющие стержни. Для движения повозок использовался канатный привод от водяного колеса. В последующие годы Л. д. были построены Фроловым на др. заводах Алтая. В 1778 на Семёновском руднике была проложена подземная Л. д. механиком Ф. С. Вагановым. Лежневые дороги строились в рудниках и шахтах в Венгрии, Германии, Франции, Великобритании (например, в англ. г. Дерби такая дорога действовала ещё в 1782). С появлением более тяжёлых тяговых средств (локомотивов), с увеличением нагрузки на путь лежни сначала стали обивать листами железа, затем начали делать целиком железные рельсы, которые позже стали отливать.

Жезловый аппарат

Железнодорожный транспорт: Энциклопедия

Настоящая энциклопедия по существу — первое многоплановое научно-справочное издание, в котором сделана попытка систематизировать сведения по широкому кругу вопросов, относящихся к железнодорожному транспорту, а также упорядочить терминологию, используемую в различных изданиях. Железнодорожная тематика занимает довольно большое место в научно-технической, документальной, общественно-политической, мемуарной литературе, где зачастую встречается неточное употребление терминов и понятий. В то же время…
Генеральный план и транспорт промышленных предприятий

Генеральный план и транспорт промышленных предприятий

В книге изложены общие принципы проектирования генерального плана и транспорта промышленных предприятий в увязке с технологиями и требованиями основного производства, рассматриваются цели и задачи вертикальной планировки промышленной площадки, освещаются основные положения и особенности проектирования генеральных планов и транспорта заводов черной металлургии, машиностроительных заводов, горных предприятий.
ЭД9М 0080 на станции Рязань-1

Руководство по устройству электропоездов серии ЭД9М, ЭД9Т, ЭР9П

В книге приведены общие сведения об электропоездах переменного тока ЭД9М, ЭД9Т и ЭР9П. Рассмотрены вопросы их формирования, устройства, работа электрических схем и некоторые неисправности электрического оборудования. Пособие составлено на базе электропоезда серии ЭД9М производства Демиховского машиностроительного завода, с указанием отличий от электропоездов других серий и индексов и описанием их отдельных основных узлов.
Яркий логотип Интернет-сайта Машинист электропоезда и Эсткор

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

Поддержку Интернет-ресурса осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" (ОГРН: 1205000045700, ИНН/КПП: 5012102260/501201001). Все права защищены.

Обратная связь

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980