Обделка тоннеля

Обделка тоннеля — конструкция, которой покрывается тоннельная выработка для защиты тоннеля от подземных вод. Обделка тоннеля состоит из свода, стен (прямых или выпуклых в сторону горного массива), лотка или обратного свода тоннеля (см. рис.). Все эти элементы взаимно сопряжены и создают единую конструкцию, принимающую горное давление. Тип обделки тоннеля выбирают в зависимости от свойств горных пород с учётом наиболее целесообразного в данных условиях способа производства работ. В породах, оказывающих горное давление, применяют несущие обделки тоннеля. В очень крепких невыветривающихся породах, не проявляющих горного давления, выработку ничем не закрепляют или устраивают облицовку, делающую поверхность выработки гладкой и защищающую тоннель от подземных вод. В крепких породах закрепляют только свод. В породах ср. крепости применяют подковообразную О. т. в виде подъёмистого свода. Аналогичную конструкцию предусматривают и для более слабых пород, но свод и стены делают большей толщины.

Обделка тоннеля

Обделка тоннеля: а — с прямыми стенами и плоским лотком; б — с обратным сводом; 1 — свод; 2 — стена; 3 — лоток; 4 — обратный свод.

При наличии бокового давления устраивают замкнутые обделки тоннеля с обратным сводом в лотковой части. Для слабых пород, залегающих, как правило, на припортальных участках горных железнодорожных тоннелей, применяют сборную О. т. кругового очертания с проходкой тоннеля щитовым способом. При возведении железнодорожных тоннелей в изменяющихся по трассе геологич. и гидрогеологические условиях соответственно изменяют тип конструкции обделки.

Обделка тоннеля может быть выполнена из кирпича, каменной кладки, бетона и железобетона, а также из чугунных тюбингов. Кирпичную О. т. применяли при строительстве первых железных дорог Для тоннелей используется клинкерный кирпич, обожжённый до спекания. Небольшие размеры кирпича удобны для работ в стеснённых условиях. Большинство тоннелей старой постройки имели каменную обделку в виде бутовой кладки, штучных камней грубой и чистой тёски. Обделка из дорогих видов кладки получистой или чистой тёски применялась лишь в исключительных случаях, при большом горном давлении. Тесовая кладка часто используется для обделки порталов, оголовков и входных звеньев тоннеля. Каменная обделка отличается большой долговечностью; мн. тоннели с кам. обделкой, построенные более 100 лет назад, находятся в хорошем состоянии. Основным недостатки каменной обделки тоннеля: огранич. возможности применения механизации при производстве работ и меньшая по сравнению с бетонной обделкой водонепроницаемость, снижение которой может привести к образованию на путях и самой О. т. наледей, затрудняющих движение поездов. Встречается комбинированная О. т., когда стены выполнены из бутовой кладки, а верхний и нижний (обратный) своды — из бетона.

Основным материалом для О. т. на горных ж.-д. участках служит монолитный бетон, для приготовления которого используются местные материалы. Укладка бетона может быть полностью механизирована. Недостатки монолитной бетонной обделки: необходимость врем, крепления выработки для восприятия горного давления в период твердения бетона и низкая стойкость против действия агрессивных подземных вод. В слабых и мягких породах, в которых грунт удаляют по частям и устанавливают врем, крепление, бетонную смесь укладывают вручную за опалубку, наращиваемую по мере укладки бетона и удаления элементов крепления. В скальных породах, допускающих раскрытие выработки сразу на полное сечение, бетонную смесь укладывают с применением бетоноукладочных машин и металлической опалубки.

Во мн. случаях целесообразно применять в качестве О. т. набрызг-бетон, представляющий собой смесь цемента, песка, гравия и добавок, ускоряющих твердение и схватывание бетона; он отличается хорошей водонепроницаемостью и быстро твердеет. Смесь в сухом виде подаётся по шлангам при помощи сжатого воздуха к соплу, перед выходом из которого смачивается водой, подаваемой под давлением. Набрызг-бетон наносится на поверхность выработки слоями толщ. 5—7 см.

Монолитный железобетон используется довольно редко, в особых случаях (например, при значит, размерах поперечного сечения тоннеля и при повыш. горном давлении). В 1960-е гг. на отечественных  ж.-д. стали применять сборную обделку из железобетона. О. т. из чугунных тюбингов кругового очертания на железнодорожная линиях предусматривается в исключит, случаях в сложных инженерно-геологических условиях при наличии значит, гидростатического давления.

Внутр. очертание О. т. выше уровня головки рельсов соответствует габариту приближения строений с учётом размещения за пределами габарита устройств СЦБ, оповестит, и заградит, сигнализации, осветит, арматуры и кабелей. Внутр. очертание обделки тоннеля ниже уровня головки рельсов определяют из условия размещения конструкций верхнего строения пути и водоотводных устройств.

Электропоезда моторовагонного депо Крюково.

Местная инструкция по обслуживанию (эксплуатации) моторвагонного подвижного состава Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава

Местная инструкция по обслуживанию (эксплуатации) моторвагонного подвижного состава Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава (далее - Инструкция) устанавливает основные требования по организации эксплуатации и обслуживания моторвагонного подвижного состава, с учетом местных условий, на полигоне Октябрьской железной дороги.
Опущенный токоприемник.

Инструкция о порядке применения токоприемников

При подъеме токоприемников скоростного и высокоскоростного подвижного состава при движении по главным путям станции и на перегоне, а также при следовании на остановку на боковой путь станции после проезда электроподвижным составом стрелки (воздушной стрелки), ведущей на этот путь скорость не ограничивается.
Обложка технической библиотеки Интернет-сайта

Положение о порядке пользования приборами безопасности Октябрьской ДМВ

Положение о порядке пользования устройствами безопасности подвижного состава соответствует требованиям Руководства по эксплуатации БЛОК № 36905-000-00 РЭ, Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности Л230, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 24 октября 2018 г. № 2167/р, Порядка эксплуатации локомотивными бригадами комплекса БЛОК, установленного на электропоездах серии ЭС2Г «Ласточка», Приложению №8 к Правилам технической эксплуатации железных дорог…
Яркий логотип Интернет-сайта Машинист электропоезда и Эсткор

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

Поддержку Интернет-ресурса осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" (ОГРН: 1205000045700, ИНН/КПП: 5012102260/501201001). Все права защищены.

Обратная связь

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980