АЛС

Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС) - служит для передачи машинисту поезда с помощью путевых и локомотивных устройств информации о допустимой скорости движения по блок-участкам рельсового пути. Эта информация отображается на локомотивном светофоре, а также используется в автостопе для формирования команд на автоматического включение тормозов поезда, если действия машиниста не приводят к необходимому снижению скорости. Включение тормозов поезда происходит с учётом состояния машиниста, который подтверждает свою способность управлять поездом нажатием на рукоятку бдительности машиниста. Связь между путевыми и локомотивными устройствами осуществляется через индукторы, антенны или короткие рельсовые линии.

По характеру передачи информации на локомотивы АЛС подразделяется на непрерывную (АЛСН), точечную (АЛСТ) и комбинированную (АЛСК).

Устройства АЛСН непрерывно передают информацию на локомотивы по рельсовым линиям, что позволяет машинисту своевременно реагировать на изменение поездной ситуации и нарушение целостности рельсовых линий. Устройства АЛСТ передают информацию на локомотивы только в определенных местах («точках»), обычно на границах блок-участков или в местах ограничения скорости. Контроль целостности рельсовых линий при АЛСТ отсутствует.

При АЛСК используются устройства непрерывной и точечной АЛС, первые передают на локомотивы информацию о поездной ситуации на впереди расположенных участках пути, вторые — информацию о характеристиках пути (кривых, уклонах и т. д.). Увеличение объёма информации обеспечивает безопасность движения и позволяет повысить ходовую скорость поездов.

По характеру контроля скорости различают АЛС с абсолютным ступенчатым контролем скорости и проверкой бдительности машиниста (рис. 1) и с абсолютным непрерывным контролем скорости. При абсолютным ступенчатом контроле скорости автоматического включение экстренного торможения поезда происходит, когда его скорость достигает определенных значения (ступени), наз. скоростью абсолютным контроля — Vk. Значение Vk на данном блок-участке зависит от числа свободных впереди блок-участков и целостности их рельсовых нитей. При движении поезда со скоростью, меньшей vK, но большей скорости контроля бдительности машиниста осуществляется периодическая проверка бдительности машиниста.

Рис. 230. Схема расположения оборудования АЛСН:

Рис. Схема расположения оборудования АЛСН: 1 — кодовые циклы; 2- аппараты АЛСН, находящиеся на электропоезде; 3 путевые устройства АЛСН

Рис. 1. Структурная схема системы АЛСН со ступенчатым контролем скорости: 1 — шифратор; 2 — передатчик; 3 — рельсовая линия; 4 — локомотивные приёмные катушки; 5 — приёмник; 6 — дешифратор; 7 — локомотивный светофор; 8 — измеритель фактической скорости; 9 — устройство контроля скорости; 10 — электропневматический клапан; 11 — тормозная система поезда; 12 — рукоятка бдительности.

При абсолютным непрерывном контроле скорости постоянно определяется допустимая по соображениям безопасности скорость движения и включаются тормоза, когда фактической скорость поезда достигает её допустимого значения. Системы этого типа позволяют автоматически останавливать поезд перед запрещающим сигналом светофора (красный огонь) или снижать скорость до необходимого значения в местах ограничения.

Сигналы автоматической блокировки определяют допустимую скорость движения поезда — скорость vK, которая передаётся на локомотив, где сравнивается с фактической скоростью оф поезда. На блок-участке перед путевым светофором (ПС) с жёлтым огнём [на локомотивном светофоре (ЛС) — жёлтый огонь, при Vф, большей скорости контроля бдительности при жёлтом огне светофора (рис. 2), осуществляется контроль бдительности.

При движении по блок-участку перед ПС в запрещающим огнём (на ЛС — жёлтый огонь с красным) скорость абсолютным контроля бдительности при жёлтом огне светофора Vкж равна 60 км/час. Скорость контроля бдительности при красно-жёлтом огне светофора Vкж зависит от разрешающей способности локомотивного скоростемера и равна 2—10 км/ч. При движении по блок- участку за ПС с красным огнём скорость контроля бдительности остаётся равной 2—10 км/ч, а скорость абсолютным контроля ограничивается значением 20 км/ч. Если машинист не подтверждает свою способность вести поезд нажатием на рукоятку бдительности, то при большей Vф, включается экстренное торможение с помощью электропневматического клапана.

При двухступенчатом контроле скорости возможен проезд ПС с красным огнём со скоростью Vкж, что является существенным недостатком систем с абсолютным ступенчатым контролем скорости. При непрерывном абсолютным контроле скорости локомотивные устройства рассчитывают Vк для отдельных точек пути на основе информации о характеристиках пути и тормозной системе поезда. В частности, в пределах блок-участка перед ПС с красным огнём она изменяется от некоторого конечного значения до нуля. При достижении Vф значения 0 км/час автоматически включаются тормоза поезда.

В России широко используются системы АЛС первого поколения, выполненные с реле и элементами дискретной электроники. Подобные системы эксплуатируются в основном и в других странах. 80-е гг. характеризуются интенсивной разработкой систем АЛС нового поколения, строящихся на микроэлектронной элементной базе, в т. ч. на микроконтроллерах.

Электропоезд Ласточка ЭС1-009

Инструкция по охране труда для локомотивных бригад ВСМВПС (2718Р)

Инструкция по охране труда для локомотивных бригад скоростных и высокоскоростных электропоездов ОАО «РЖД» (в том числе для машинистов электропоезда, работающих без помощника машиниста) разработана в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования охраны труда для локомотивных бригад скоростных и высокоскоростных электропоездов…
Помощникам-машиниста электропоезда

Режим труда и отдыха - Приказ Минтранса от 21 октября 2021 года №339

Приказ Минтранса от 11 октября 2021 года №339 устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г. Приказ №339 2021 года отменяет действие приказа Минтранса России от 9…
Обложка технической библиотеки Интернет-сайта

Технология работы сортировочных станций

В пособии изложены технологические основы работы сортировочных станций, технологии выполнения станционных операций и их информационного сопровождения, оперативного управления станционными процессами. Приведены методики расчётов для обоснования мероприятий по совершенствованию станционной технологии.
Яркий логотип Интернет-сайта Машинист электропоезда и Эсткор

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

Поддержку Интернет-ресурса осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" (ОГРН: 1205000045700, ИНН/КПП: 5012102260/501201001). Все права защищены.

Обратная связь

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980