Чудо-поезд. Отслужив четверть века, ЭР-200 уходит в прошлое.

25 лет назад, 1 марта 1984 года, от перрона Московского вокзала в Ленинграде в свой первый графиковый рейс на Москву отправился советский скоростной электропоезд ЭР200. В новом веке легендарный поезд уступает дорогу современным высокоскоростным экспрессам.

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

На железных дорогах СССР в 1965 – 1966 гг. был завершён комплекс работ по определению основных параметров подвижного состава с конструкционной скоростью 200 – 250 км/ч. Техническое задание на проектирование 14-вагонного электропоезда постоянного тока напряжением 3 кВ и с конструкционной скоростью 200 км/ч было утверждено МПС СССР в 1967 году.

В разработке и создании электропоезда, получившего наименование ЭР200, участвовали коллективы более 50 научно-исследовательских институтов, проектных организаций и заводов.

Уже в декабре 1973 года опытный электропоезд вышел из ворот Рижского вагоностроительного завода. Первую обкатку проводили на участке Рига – Саулкрасти Прибалтийской дороги, где весной 1974 года была достигнута скорость 160 км/ч.

В том же году электропоезд поступил для обкатки и испытаний на скоростной полигон ВНИИЖТа Белореченская – Майкоп. В 1975 году на перегоне Ханская – Белореченская впервые была достигнута скорость 210 км/ч. В 1976 году поезд был направлен на Октябрьскую дорогу и приписан в парк локомотивного депо Ленинград-пассажирский-Московский. Началась череда долгих испытаний, в ходе которых модернизировали и усиливали наиболее ответственные узлы.

И только 1 марта 1984 года электропоезд поставили на постоянную нитку в графике поездов.

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Заместитель начальника департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД» – сотрудник инспекции при президенте компании Алексей Емельянович вспоминает:

– Я прекрасно помню 1984 год, когда, будучи школьником, я увидел рекламу ЭР200. Уже в то время я интересовался железнодорожной техникой, поэтому немедленно пошёл и купил на него билет. Поезд меня потряс – до сих пор помню с казавшейся невероятной быстротой пролетающие за окном станции, мягкие сиденья в салоне, пахнущем по-особенному, как пахнет только новый вагон, и, конечно же, табло, на котором высвечивалась невиданная по тем временам скорость – 200 км/ч.
Эта поездка оказала серьёзное влияние на выбор будущей профессии – стал я, как видите, железнодорожником».

Инженер моторвагонного депо Санкт-Петербург-Московский Константин Емельянов рассказывает «Гудку»: «Я отработал на ЭР200 шесть лет. Допускали к его вождению исключительно машинистов первого класса. Любой машинист вам скажет, что водить такой поезд престижно. Даже сегодня поезд производит впечатление техники совсем другого, более высокого уровня, нежели та, которая ходит на линии параллельно с ним. Его конструкция сильно отличается от существующих серий моторвагонного подвижного состава. Что уж говорить о начале 70-х годов, когда приступили к испытаниям поезда, – для тех времён это был настоящий технический прорыв! Его называли чудо-поездом.

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

В первые свои рейсы он ходил со 100-процентной населённостью. С самого начала эксплуатации он курсировал раз в неделю – в четверг из Ленинграда в Москву, в пятницу – обратно. Вероятнее всего, нечастая эксплуатация объяснялась тем, что поезду требовалось тщательное техническое обслуживание, также изучалось его влияние на инфраструктуру. В декабре 2005 года поезд стал ходить чаще – до 5 раз в неделю, позже график снова подвергался корректировке. Но всегда он неизменно оставался одним из самых востребованных у пассажиров поездов, курсирующих между двумя столицами. Что касается моих личных впечатлений от его вождения – признаюсь, особенно в первой поездке они были просто незабываемыми, возникало ощущение настоящего полёта. Сегодня я вместе с коллегами занимаюсь технической поддержкой организации скоростного движения поездами «Сапсан» и «Пендолино». Возможно, моё мнение покажется кому-то ошибочным, но я считаю, что, несмотря на скорый приход новых поездов, ЭР200 ещё рано на свалку истории. Это не только символ целой эпохи, но и быстрый и удобный поезд, который ещё имеет определённый невыработанный ресурс».

Но на прошедшей неделе состоялось прощание с ЭР200. Более подробно об этом событии «Гудок» расскажет в ближайшем номере.

Елена Мирошникова

Справка «Гудка»:

  • На испытания электропоезда ЭР200 ушло более 10 лет;
  • Среднее время нахождения ЭР200 в рейсе – 4 часа 30 минут. На опытной поездке в 2007 году было достигнуто минимальное время в пути – 3 часа 55 минут;
  • 4 вагона поезда ЭР200 – два головных и секция – помещены в Музей железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга.
Электропоезд ЭР2

Электропоезд ЭР2

Приведены электрические и пневматические схемы; показано расположение оборудования; даны основные рекомендации по управлению электропоездом, технике безопасности, по устранению возможных неисправностей механической части и аппаратов.
Обложка технической библиотеки Интернет-сайта

Положение о порядке пользования приборами безопасности Октябрьской ДМВ

Положение о порядке пользования устройствами безопасности подвижного состава соответствует требованиям Руководства по эксплуатации БЛОК № 36905-000-00 РЭ, Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности Л230, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 24 октября 2018 г. № 2167/р, Порядка эксплуатации локомотивными бригадами комплекса БЛОК, установленного на электропоездах серии ЭС2Г «Ласточка», Приложению №8 к Правилам технической эксплуатации железных дорог…
Сигнальный знак свисток.

Инструкция по сигнализации на железных дорогах СССР, 1938

Важнейшая задача—укрепить уважение к сигналам, добиться четкого знания правил сигнализации каждым железнодорожником. Сигнал - это святое дело, нарушить его никто не имеет права. Л. Каганович. Показание сигнала является приказом и подлежит беспрекословному выполнению. Все работники железнодорожного транспорта должны обеспечивать немедленное выполнение требований сигнала всеми возможными средствами. Каждый работник железнодорожного транспорта, связанный с движением поездов, обязан…
Яркий логотип Интернет-сайта Машинист электропоезда и Эсткор

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

Поддержку Интернет-ресурса осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" (ОГРН: 1205000045700, ИНН/КПП: 5012102260/501201001). Все права защищены.

Обратная связь

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980