Сапсан

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Высокоскоростные электропоезда ЭВС1 и ЭВС2 «Сапсан»

В представленном учебном пособии авторы Богомолов Никита Юрьевич, Ширяев Алексей Валерьевич, Изварин Михаил Юрьевич поставили перед собой задачу ознакомить российских читателей с основными конструктивными и схемотехническими решениями поездов «Velaro RUS», которые эксплуатируются под торговой маркой «Сапсан».
Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Тормозное оборудование Allegro, Velaro, Desiro

Презентация по тормозному оборудованию Knorr-Bremse: приборам управления, тормозным приборам, арматуре c описанием основных принципов работы приборов, подготовленная преподавателем Учебного Центра Дирекции Скоростного Сообщения (УЦ ДОСС) Пегушиным Александром.
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Заключение

В данном учебном пособии были подробно рассмотрены конструкция и оборудование ЭВС «Сапсан». В настоящее время осуществляется модернизация устройства пассажирских салонов. На базе десятивагонного состава планируется размещение четырех зон комфортнорсти: VIP-класс (вагон SR 01); премиум-класс (вагон SR 01); бизнес-класс (вагон DR 02); туристический класс (остальные вагоны).
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Эксплуатационные характеристики в режимах тяги и электрического торможения

Для установления эксплуатационных возможностей электропоездов, расчета времени хода и тормозного пути, определения нагрузки на питающую сеть, а также для решения ряда других задач принято использовать таблицы или графики, называемые тяговыми и тормозными характеристиками. Тяговой характеристикой называется зависимость силы тяги на ободе колеса, создаваемой всеми двигателями электропоезда, от скорости движения. Тяговая характеристика определяется как свойствами самих…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Общее описание тормозной системы ЭВС1(2) "Сапсан"

Для обеспечения питания пневматических систем каждый электропоезд оборудован двумя установками снабжения сжатым воздухом (на вагонах SR T 04 и SR T 07), смонтированными в виде цельных модулей в подвагонной части кузова. При выходе из строя одной компрессорной установки вторая в состоянии обеспечивать сжатым воздухом пневматическую систему всего поезда, при этом ограничиваются дополнительные функции (отключение туалетов…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Виды торможения электропоезда Сапсан

Служебные торможения (служебные разрядки ТМ) с различных скоростей движения производит машинист из активной кабины, задавая требуемое тормозное усилие посредством тормозного контроллера FS41-2 (или резервного тормозного крана ZB11-6). При задании требуемого тормозного усилия за счет применения электропневматического или пневматического тормоза происходит разрядка тормозной магистрали и, соответственно, наполнение тормозных цилиндров на заданную величину. Кроме того, в режиме…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Главная установка ЭВС1 (ЭВС2) снабжения сжатым воздухом

Главная установка снабжения сжатым воздухом А01 является модульной установкой и располагается в подвагонном пространстве вагонов с тяговым преобразователем SR T 04 и SR T 07. Она снабжает тормозную систему и других потребителей сжатым воздухом с рабочим давлением 8,5-10 атм и состоит из следующих основных компонентов: безмаслянный компрессорный агрегат VV-180T, обратный клапан, предохранительный клапан 12 атм,…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Вспомогательная установка снабжения сжатым воздухом на электропоезде "Сапсан"

Вспомогательные установки снабжения сжатым воздухом смонтированы в подвагонном пространстве дроссельных вагонов DR T 02 и DR T 09, а на двухсистемных электропоездах типа В2 - и в трансформаторных вагонах TR T 03 и TR T 08. Установка обеспечивает подачу сжатого воздуха в цилиндр токоприемника рабочим давлением 6,5-7,3 атм и состоит из следующих компонентов: безмаслянный компрессорный…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Система управления торможением высокоскоростного электропоезда Сапсан ЭВС1 (ЭВС2)

ТМ проходит через все 10 вагонов электропоезда. В пространстве носовых обтекателей головных вагонов можно подключить внешнюю подачу сжатого воздуха в тормозную и напорную магистрали через соединительные рукава типа Р17Б. Регулирование давления в ТМ возможно как посредством релейного клапана RH2 (пневматическое торможение), так и с помощью электропневматических клапанов В01.4.02 и В01.4.03 (электропневматическое торможение). Кроме того, с…
Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Модуль управления тормозной магистралью ЭВС1 (ЭВС2)

Аналоговый преобразователь AW4.4A (В01.2.02 или В01.2.03) преобразует электрический сигнал от БУТ в управляющее давление Cv для релейного клапана RH2. Два аналоговых преобразователя установлены для обеспечения функции резервирования. При сбое в работе аналогового преобразователя БУТ с помощью электропневматического клапана В01.2.10 переключает управление релейным клапаном RH2 с одного аналогового преобразователя на другой. Электропневматический клапан В01.2.10 сообщает свое…
Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Модуль резервного управления тормозной магистралью

Каждый воздухораспределитель В01.5.02 типа КЕ, находящийся в модуле воздухораспределителя В01.5, преобразует поступающее от модуля управления тормозной магистралью В01.2 давление ТМ в управляющее давление Су для преобразователя давления DU, которое затем становится давлением в тормозном цилиндре С. На каждом воздухораспределителе смонтировано электрическое устройство отключения типа ЕАЕ, которое при активации переводит воздухораспределитель в режим отпуска.
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Модуль воздухораспределителя электропоезда Сапсан

В случае неотпуска пневматического тормоза по причине завышенного давления в тормозной магистрали как на отдельных вагонах, так и на всем электропоезде (после буксировки, при переходе с резервного режима управления тормозной магистралью на штатный режим) возможен перевод воздухораспределителей в режим отпуска с помощью функции «Выравнивание давления ТМ», которая активируется нажатием кнопки «Выровнять ТМ» на базисном окне…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Модуль преобразователя давления ЭВС1 (ЭВС2)

Управляющее давление Сv, составляющее от 0 до 3,7 атм, от воздухораспределителя направляется в модуль преобразователя давления В01.4 к двухступенчатому преобразователю (реле) давления В01.4.06. На основании управляющего давления Сv формируется давление в тормозных цилиндрах, которое зависит от типа каждого конкретного вагона.
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Модуль стояночного тормоза электропоезда Сапсан

Стояночный тормоз служит для удержания электропоезда на месте. В каждом вагоне предусмотрено управление стояночным тормозом при помощи импульсного клапана В01.3.02, который контролирует давление в магистрали управления стояночным пружинным тормозом С-FS.
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Управление функциями торможения ЭВС1 (ЭВС2)

Электронное управление различает функции управления торможением электропоезда, отдельного сегмента и отдельного вагона. Отказ одной из функций ограничивается тем вагоном, где произошел отказ, поэтому функции вагона выполнены без резервирования, т.е. в каждом контейнере один блок управления тормозами В01.1 берет на себя управление местными функциями вагона. В вагонах без тягового привода находится второй электронный блок управления В01.11,…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Тележечное тормозное оборудование электропоезда Сапсан

Тормозное тележечное оборудование моторной тележки состоит из колесных тормозных дисков с центрированием сухарей (D05) на моторной оси, клещевых механизмов для колесных тормозных дисков типа RZKK с кронштейном, мембранным цилиндром, без пружинного аккумулятора стояночного тормоза (D02), клещевых механизмов для колесных тормозных дисков типа RZKK с кронштейном, мембранным цилиндром и пружинным аккумулятором стояночного тормоза (D03), дистанционного управления…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Приборы управления тормозами ЭВС1, ЭВС2 и устройства контроля

Для проведения как служебных, так и экстренных торможений в распоряжении машиниста имеется тормозной контроллер FS41-2, который находится на панели управления в кабине. Конструкция тормозного контроллера FS41-2 выполнена следующим образом: рычаг управления жестко связан с распределительным валом. Распределительный вал представляет собой полый вал, в головной части которого встроены два параллельно расположенных микровыключателя, переключаемых посредством кнопки в…
Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Управление торможением на электропоезде Сапсан

Задача управления торможением состоит в том, чтобы контролировать все имеющиеся для замедления электропоезда тормозные системы. Высокоскоростные электропоезда «Сапсан» оснащены следующими из них: системой служебного и экстренного торможения и системой стояночного пружинного тормоза. В штатном рабочем состоянии программное обеспечение приборов управления тормозами В01.1 и В01.11 по таким входным параметрам, как запрос на торможение, скорость, наличие и…
Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Режимы торможения электропоезда Сапсан

Рекуперативный тормоз является неизнашиваемым и обладает способностью возвращать в контактную сеть генерируюмую в процессе торможения электрическую энергию. Поэтому в иерархии систем служебного и экстренного торможения он занимает первое место. Однако рекуперативная функция ограничивается тем фактором, что контактная сеть не всегда способна принимать электрическую энергию. По этой причине необходом и реостатный тормоз. Смешанное использование двух режимов…
Электропоезд ЭВС1 и ЭВС2 Сапсан

Режимы служебного тормоза электропоезда Сапсан

Изменение программы торможения производится путем нажатия кнопки на тормозном контроллере FS41-2. В зависимости от выбора программы торможения («Нормальный режим», «Пропорциональный режим», «Режим прибытия на тупиковый путь» и «Режим чистки дисков») и скорости электропоезда осуществляется реализация различных способов применения тормозных систем.
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Тормозные диски колесных пар электропоезда Сапсан

Толщина фрикционного кольца, а также количество и форма ребер охлаждения подобраны таким образом, чтобы температура фрикционного кольца находилась во время торможения в пределах допустимых значений. Наряду с этим в конструкции учитывалось требование минимального общего веса. Для крепления, центрирования и передачи тормозного момента фрикционных дисков колеса предназначены специальные крепежные винты и центровочные пазы. Центровочные пазы расположены…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Тормозные накладки ISOBAR

Тормозная накладка из медно-углеродистого сплава состоит из нескольких расположенных на небольшом расстоянии друг от друга элементов, с помощью которых достигается равномерное поверхностное давление на тормозной диск.
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Клещевые механизмы колесного и осевого тормоза Сапсан

На ЭВС «Сапсан» используются компактные клещевые механизмы, оптимизированные по весу, с мембранным цилиндром типа RZKK с кронштейном. Эти клещевые механизмы отличаются модульной конструкцией раздельных узлов тормозного цилиндра, регулятора износа и пружинного аккумулятора (при исполнении с функцией стояночного тормоза), а также компактностью конструкции, позволяющей минимизировать место для монтажа в тележке при малом весе.
Электропоезд ЭВС1 и ЭВС2 Сапсан

Вспомогательное пневматическое оборудование электропоезда Сапсан

Вспомогательное пневматическое оборудование электропоезда включает в себя вспомогательный компрессор, который применяется если требуется привести электропоезд в рабочее состояние при отсутствии необходимого давления сжатого в главных резервуарах, звуковые сигналы - рупоры высокого и низкого тона, устройства для подачи песка, которые улучшают коэффициент сцепления колеса с рельсом, противоюзная защита, пневматическая подвеска.
Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Буксировка электропоезда ЭВС1 (ЭВС2) Сапсан

При буксировке в двухмагистральном режиме (с тормозной и напорной магистралью) необходимо удостовериться в том, что ни одна система тормозного контроллера или резервного тормозного крана не активна, установить соединение тормозной и напорной магистралей между буксирующим локомотивом и электропоездом «Сапсан», открыть разобщительные краны на буксирующем локомотиве и электропоезде «Сапсан», если непосредственно перед буксировкой был задействован резервный тормозной…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Принцип действия основных приборов тормозной системы высокоскоростного электропоезда Сапсан

Основные приборы тормозной системы высокоскоростного электропоезда Сапсан - воздухораспределитель KETdSo-EAE и релейный клапана RH2, в публикации рассмотрены основные положения воздухораспределителя: зарядка при отсутствии сжатого воздуха, наполнение воздухораспределителя, конечное положение наполнения, фаза торможения I, фаза торможения II, положение перекрыши, фаза отпуска I, фаза отпуска II.
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Работа сети питания собственных нужд при нештатных ситуациях

Чтобы защитить систему от постоянных некритических ошибок, применяется счетчик попыток сброса для каждого модуля бортовой сети. При включении системы счетчик имеет определенное начальное значение, которое уменьшается в зависимости от серьезности возникающих ошибок и неисправностей. В момент когда значение на счетчике больше нуля, система управления производит перезапуск проблемного модуля, а если значение на счетчике становится меньше…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Тяговый трансформатор EFAT 6745

Тяговые трансформаторы EFAT 6745 имеются только на поездах В2 и расположены на вагонах TR T 03 и TR T 08 (рис. 4.13). Трансформаторы находятся в подвагонном пространстве примерно посередине вагона, чтобы обеспечить равномерное распределение нагрузки между колесными парами. Суммарная мощность одного трансформатора составляет 5460 кВ-А. Трансформатор имеет пять вторичных обмоток, четыре из которых (тяговые) подсоединяются…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Система дополнительного отопления

Отопительные элементы (тены) располагаются в тамбурной зоне вагонов. Питание осуществляется постоянным током напряжением 3000 В.
Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Преобразователь постоянно-постоянного тока 110В/24В

Преобразователь постоянно-постоянного тока обеспечивает стабилизированным питающим напряжением отдельные модули системы видеонаблюдения, сигнальные огни электропоезда (в том числе прожектор), осветительный элемент подсветки пульта управления, привод солнцезащитных шторок, модем дистанционной передачи данных, аппарат речевого выхода, питание электропневматических вентилей привода носового обтекателя.
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Аккумуляторная батарея электропоезда Сапсан

Применение никель-кадмиевых аккумуляторных батарей обусловлено следующими их свойствами: возможность применения при низких температурах окружающей среды, что особенно актуально при эксплуатации электропоезда в зимний период времени (длительное время сохраняет величину заряда, нагрузочную способность), долговечность (среднее количество циклов перезаряда — около 1000), относительно короткое время зарядки, относительно низкая стоимость. Процесс зарядки АБ контролируется по увеличению напряжения на…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Система постоянного тока электропоезда Сапсан

Зарядные устройства (ЗУ) аккумуляторных батарей (АБ), обеспечивающие питание бортовой сети постоянного тока, в свою очередь получают питание через отдельный выход сдвоенных ПСН напряжением 440 В (частотой 60 Гц) и при этом выполняют роль преобразователей 440 В (три фазы переменного тока)/110 В (постоянного тока). Зарядные устройства размещены в контейнерах из мягкой стали, которые крепятся под вагоном…
Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Однофазная система переменного тока электропоезда Сапсан

К поездной сборной трехфазной шине напряжением 440 В подключены два вида потребителей: потребители, получающие питание переменным трехфазным током напрямую от сборной шины; потребители, работающие от однофазного переменного тока с номинальным напряжением 230 В (частота 60 Гц). Напряжение 230 В (частота 60 Гц) однофазного тока используется для питания обогрева системы пескоснабжения, обогрева ниш для ног, питания…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Потребители трехфазного переменного тока электропоезда Сапсан

В зависимости от своих функциональных свойств (односкоростные, многоскоростные двигатели, статические элементы) трехфазные потребители собственных нужд имеют следующие принципы управления и подключения: «прямое подключение» к источнику питания с применением защитных автоматических выключателей и управлением по датчикам обратной связи (MSS); подключение к источнику питания по схеме Далендера (переключение обмоток статора Д/YY) с применением защитных автоматических выключателей и…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Порядок подключения электропотребителей собственных нужд электропоезда Сапсан

Подключение потребителей к сборной шине осуществляется с задержкой по времени, для того чтобы не допустить перегрузки бортовой сети. Условием для реализации данного принципа является необходимость присвоения потребителям или группам потребителей идентификационного номера — ID-E. Таким образом, управление подключением потребителей с задержкой по времени представляет собой счетчик, производящий контролируемый подсчет по возрастанию (циклично), и питание подается…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Преобразователь собственных нужд (ПСН) электропоездов ЭВС1 и ЭВС2

Назначением ПСН является преобразование постоянного тока со средним действующим напряжением 3000 В промежуточных контуров тяговых преобразователей (ТП) в напряжение, пригодное для подачи на вспомогательные электрические системы поезда. Бортовая сеть также может получать питание от трехфазного внешнего источника переменного тока напряжением 380 В частотой 50 Гц при необходимости технического обслуживания и диагностики. ПСН осуществляет питание всех…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Трехфазная система переменного тока электропоезда Сапсан

Независимо от того, в какой системе питания от контактного провода работает поезд, питание преобразователей собственных нужд осуществляется от промежуточного контура тягового преобразователя (звено постоянного тока), среднее напряжение на промежуточном контуре равно 3 кВ: при питании от сети постоянного тока нет необходимости использовать четырехквадрантный (4QS) преобразователь (напряжение подается от контактного провода через сетевые фильтры), а при…
Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Тяговый преобразователь

Тяговые преобразователи установлены на моторных вагонах односистемных и двухсистемных поездов (вагоны 01, 04, 07, 10) в подвагонном пространстве. Сам преобразователь расположен в тяговом контейнере. Преобразователи подразделяют на однорежимные (установлены на поездах В1) и двухрежимные (установлены на поездах В2).
Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Контактные аппараты защиты

Для защиты силовых электрических цепей при питании от контактной сети постоянного тока 3 кВ, при коротких замыканиях и перегрузках, а также для оперативных отключений на каждом вагоне DR T (02 и 09) расположено по одному быстродействующему выключателю (БВ) марки UR26 64TCs фирмы «Secheron». Данный БВ относится к группе быстродействующих выключателей с механическим удерживающим устройством (так…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Токоприемники и крышевое оборудование

На ЭВС «Сапсан» установлены четыре токоприемника постоянного тока 8WLO 139-6YH47-2 (по два на каждом дроссельном вагоне (02 и 09) на всех типах поездов), два токоприемника переменного тока 8WLO 185-6YH95 (по одному на каждом трансформаторном вагоне (03 и 08) только на поездах двойного питания В2). Токоприемники имеют ассиметричную конструкцию (для уменьшения приведенной массы) и отличаются друг…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Вспомогательные машины

К вспомогательным машинам электропоезда Сапсан относятся: двигатель главного компрессора, который является одновременно приводом компрессора и его системы охлаждения, двигатели системы принудительной воздушной вентиляции тяговых двигателей (на корпусе каждого ТЭД сверху имеется специальное круглое отверстие для подсоединения гибкого коллектора (или гибкого патрубка) системы охлаждения), а так же система охлаждения тормозных резисторов.
Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Тяговый двигатель

Тяговый двигатель преобразует электрическую энергию в механическую. В каждой моторной тележке установлены по два асинхронных тяговых двигателя «Siemens» модели 1TB2019-1GC02. Поскольку все четыре ТЭД моторного вагона подключены к одному преобразователю, скорость вращения магнитного поля статора, определяемая выходной частотой тягового инвертора напряжения, у всех них одинаковая. Все четыре ротора каждого моторного вагона жестко привязаны через тяговый…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Понятие о петле безопасности электропоезда

Петля безопасности на ЭВС «Сапсан» обеспечивает реализацию определенных контрольно-исполнительных функций. Данная электрическая цепь управления, работает на основе контактно-релейного метода. Петля (далее контур) безопасности не имеет никаких прямых связей и зависимостей от управляющих воздействий микропроцессорной системы управления ЭВС «Сапсан». Контуры безопасности (рис. 8.46) представляют собой электрический контур с последовательно-параллельным соединением контактных и релейных элементов, образующих электрически замкнутую…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Активация и порядок шунтирования контуров безопасности. Режим «Виртуальное моделирование». Понятие критерия остановки

Главная задача функционального блока «Петля включена» заключается в том, чтобы обеспечить электропитание. Условием для этого являются включенные главный контактор батареи или переключатель буксировки. При включенном переключателе буксировки питание подается только на контур «Петля контроля стояночного пружинного тормоза» (ПКСТ) и контур «Петля экстренного торможения» (ПЭТ), остальные контуры остаются неактивными. Питание петель может осуществляться только с одной…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Датчик контроля параметров температуры нагрева

Функционирование температурного датчика РТ-100 основано на принципе работы так называемых термометров сопротивления. Термометр сопротивления (иначе называемый термосопротивлением) — это устройство для измерения температуры. Суть действия прибора заключается в изменении электрического сопротивления сплавов, полупроводников и чистых (т.е. без примесей) металлов при изменении температуры. Термометр сопротивления также называют резистивным датчиком сопротивления. Чувствительный элемент термометра сопротивления представляет собой резистор, сделанный…
Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Датчик контроля вращения колесных пар

Контроль вращения осей колесных пар в режимах выбега и торможения, являющийся одним из важнейших факторов в обеспечении безопасности, в конструктивном исполнении на электропоезде «Сапсан» реализован посредством размещения на каждой оси датчиков контроля вращения фирмы «Knorr Bremze». Принцип работы датчика контроля вращения основан на эффекте Холла, который был открыт в 1879 г. американским ученым Эдвином Гербертом…
Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Датчик поперечного ускорения тележки

Одним из важнейших способов отслеживания динамики хода экипажной части электропоезда «Сапсан» является метод контроля так называемого поперечного ускорения тележек вагонов электропоезда. Тележка — несущая образующая конструкция, объединяющая такие важнейшие составляющие, как колесные пары, буксовые узлы и компоненты привода электропоезда, которые максимально задействованны в процессе движения поезда и требуют особого контроля в пути следования для гарантированного…
Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Петля экстренного торможения (ПЭТ)

Контрольно-исполнительной функцией контура петли экстренного торможения является реализация остановки электропоезда «Сапсан» автоматическим принудительным торможением в режиме экстренного торможения посредством активации быстродействующих клапанов БТК на вагонах SR B в случаях критического состояния контролируемых систем управления. Если режим экстренного торможения вызван машинистом путем постановки рукоятки задатчика тормозных усилий в положение «ЭТ» (экстренное торможение) или активацией ударной кнопки…
Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Петля пассажирского стоп-крана (ППСК)

Контур петли пассажирского стоп-крана осуществляет контроль затребования остановки электропоезда при помощи реализации полного служебного торможения посредством блока БУТ-мастер в случае запроса остановки пассажирами из любого вагона поезда. В электрическую цепь линии управления входят блоки размыкающих контактов вмешательства, непосредственно связанных с рукоятками «Стоп-кран», расположенными в вагонах электропоезда. В зависимости от типа вагона имеется различное количество блоков…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Петля «тормоз отпущен» (ПТО)

Задачей контура петли «Тормоз отпущен» является контроль состояния включения всех пневматических тормозов (за исключением пружинных стояночных тормозов), чтобы из-за неисправного или произвольно включенного пневматического тормоза не происходил чрезмерный износ или перегрев тормозных дисков в режиме тяги. В цепь линии управления петли «Тормоз отпущен» последовательно включены контакты вмешательства датчиков давления, связанных с тормозными цилиндрами всех вагонов.…
Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Петля контроля пружинного стояночного тормоза (ПКПТ)

Функциональной задачей контура петли контроля стояночных пружинных тормозов является предотвращение следования поезда с активированным модулем пружинного аккумулятора стояночного пружинного тормоза на каком-либо из вагонов электропоезда «Сапсан», если фактическая скорость поезда в момент непроизвольного срабатывания модуля составляет более 10 км/ч, с целью исключения чрезмерного износа и повреждения механического тормозного оборудования.
Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Петля пожарной сигнализации (ППС)

Функцией петли пожарной сигнализации является осуществление контроля срабатывания датчиков пожарной сигнализации и немедленное формирование сообщения для обслуживающего персонала об очаге возможного возгорания или задымления в вагонах электропоезда. На каждый вагон согласно конструкторскому решению приходятся порядка четырнадцати дополнительных шлейфов пожарной сигнализации в зависимости от места расположения: салон вагона, тамбур, купе, туалетное помещение, подвагонные пространства с коммутирующей…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Петля аварийного отключения (ПАО)

ПАО обеспечивает отключение электропоезда от питающей контактной сети посредством воздействия на конструкционные элементы крышевого и силового электрооборудования. Алгоритм работы контура петли аварийного отключения реализуется через управляющие электрические линии поезда и, таким образом, не зависит от цифровых шин (WTB/MVB). Размыкание ПАО ведет за собой отключение всех главных или быстродействующих выключателей и быстрое опускание всех токоприемников. Многосистемные…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Петля контроля тележки (ПКТ)

Функциональной задачей петли контроля тележки является контроль состояния механических и динамических реакций тележек электропоезда по параметрам и показаниям контрольных датчиков: вращения колесных пар (режим юза и вероятного заклинивания), поперечного ускорения механического модуля несущей конструкции тележки (динамические поперечные оси пути колебания тележечного блока), температуры подшипников буксовых узлов. В случае выявления данной системой контроля каких-либо отклонений система…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Петли безопасности ЭВС «Сапсан»

Основными контурами безопасности (петлями) ЭВС «Сапсан», реализующими определенные контрольно-исполнительные функции в системе управления, являются: петля экстренного торможения (ПЭТ), петля пассажирского стоп-крана (ППСК), петля «тормоз отпущен» (ПТО), петля контроля пружинного стояночного тормоза (ПКПТ), петля пожарной сигнализации (ППС), петля аварийного отключения (ПАО), петля контроля тележки (ПКТ).
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Цифровой стандарт связи «Тетра», принцип и организация работы цифровой радиосети. Радиостанция РВС-1-15

Цифровая система технологической радиосвязи на основе стандарта «Тетра», помимо организации комплекса сетей голосовой связи, обеспечивает решение ряда новых технологических проблем, а именно: передачу по радиоканалу машинисту поезда ответственных приказов и команд, оповещение машиниста о состоянии железнодорожного переезда, дополнительный контроль диспетчером местоположения и скорости поезда, дистанционное управление переездами, устройствами электроснабжения или другими удаленными объектами железнодорожного транспорта.
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

КУРС-ТС

Навигационное коммуникационное устройство КУРС-ТС предназначено для применения на железных дорогах ОАО «РЖД» с целью информационного обеспечения систем диспетчерского контроля выполнения поездных и маневровых работ высокоскоростными электропоездами. КУРС-ТС осуществляет непрерывный дистанционный контроль местоположения поездных средств и параметров их движения, а также контроль параметров установленной на них аппаратуры железнодорожной автоматики. КУРС-ТС включает: процессорный блок с модулем памяти,…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Телемеханическая система контроля бодрствования машиниста ТСКБМ

Система ТСКБМ обеспечивает непрерывный контроль работоспособности машиниста по параметрам электрического сопротивления кожи запястья. Если по параметрам определяется необходимость проверить работоспособность машиниста, ТСКБМ передает сигнал об этом в систему КЛУБ-У. Машинист считается потерявшим работоспособность только в том случае, когда он не подтвердил работоспособность нажатием РБС и допустил экстренное торможение срывом электропневматического клапана. Носимая часть системы ТСКБМ…
Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Унифицированное комплексное локомотивное устройство безопасности КЛУБ-У

КЛУБ-У предназначено для приема и индикации сигналов от путевых устройств автоматической локомотивной сигнализации АЛСН и многозначной АЛС-ЕН, сигналов от промежуточных станций о местоположении впередиидущего поезда, показаний путевых светофоров и допустимой скорости движения, измерения и индикации скорости, определения координаты и времени по сигналам от спутниковых навигационных систем, для исключения превышения допустимой скорости и проезда светофоров с…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Кухня электропоезда Сапсан

В пятом вагоне электропоезда — вагоне-бистро — располагается оборудование для хранения и приготовления пищи. В зоне бистро имеются два высоких стола и несколько низких столиков на четыре посадочных места каждый. Кухня построена из семи модулей: стенного, глубокой заморозки, стойки, и четырех функциональных модулей, которые содержат распределительный шкаф с панелью управления и индикации, четыре отсека для…
Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Санитарно-техническое оборудование электропоезда Сапсан

Санитарное оборудование предназначено для соблюдения санитарно-гигиенических условий перевозки пассажиров и работы обслуживающего персонала высокоскоростного электропоезда «Сапсан», а также для создания комфорта в течение поездки. Современные системы экологически чистых туалетов позволяют обеспечить непрерывную эксплуатацию, в том числе и в санитарных зонах. Сдвоенное расположение стандартных туалетных кабин, резервуаров сточной и свежей воды представлено на схеме поезда (10-вагонного)…
Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Система информирования пассажиров (СИП) высокоскоростного электропоезда

Система информирования пассажиров (СИП) предназначена для использования на поездах ЭВС «Сапсан», состоящих из 10 вагонов, обеспечивает передачу сообщений для пассажиров, связь с поездной бригадой, а также организацию досуга пассажиров. После запуска системы и ввода текущего номера поезда на интерфейсе СИП в служебном купе вагона ВAT R 05 система информирования пассажиров работает в автоматическом режиме. Система…
Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Двери высокоскоростного электропоезда Сапсан

Тамбуры вагонов высокоскоростного поезда «Сапсан» с обеих сторон оснащены герметичными одностворчатыми дверьми прислонно-сдвижного типа системы DET-E1 с электрическим приводом австрийской фирмы «IFE». Система управления наружными дверьми интегрирована в общую систему управления поездом. В вагонах SR B, BAT T имеется один тамбур и соответственно две наружные двери на вагон, в вагонах DR T, TR T, SR…
Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Приведение электропоезда Сапсан в рабочее состояние

Процедура приведения поезда в рабочее состояние начинается с включения аккумуляторных батарей (далее АБ) электропоезда, для чего необходимо в одной из кабин машиниста: кратковременно установить импульсный переключатель «Аккумулятор батарея», который располагается в нижней части третичной панели, в положение «Вкл.».
Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Управление тягой ЭВС «Сапсан»

Управление тягой на электропоезде «Сапсан» осуществляется посредством передвижения контроллера тягового усилия, который имеет при передвижении вперед (увеличении тяги) три фиксируемых положения: «0», «F», «F0». Дальнейшее нефиксируемое передвижение контроллера вперед — зона бесступенчатого регулирования тяговых усилий («широкий паз»), которая завершается конечным нефиксируемым положением «Fmax». Данная зона равномерно распределяет в себе значение тяговых усилий, выраженное в процентах,…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Управление тормозами высокоскоростного электропоезда Сапсан

Тормозная рукоятка (далее ТР) имеет «0» -положение (поездное) и 10 тормозных положений: 1А, 1В, 2Т, 3Т, 4Т, 5Т, 6Т, 7Т, ПСТ (полное служебное торможение), ЭТ (экстренное торможение) - а также кнопку «Переключение режимов». Существует четыре режима торможения: нормальный режим, пропорциональный режим, режим «Тупиковый путь», режим очистки дисков. Нормальный режим не предполагает использование кнопки переключения режимов вообще…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Использование системы автоматического управления движением и торможением (АУДиТ)

Система АУДиТ предназначена для автоматического поддержания заданной скорости (аналог круиз-контроля). АУДиТ поддерживает заданную скорость вне зависимости от профиля пути, постоянно регулируя тяговые/тормозные токи в пределах от «-100% » (торможение) до «+100 % » (тяга). Задатчик скорости используется для установления требуемой скорости. Контроллер сохраняет свою функцию, как и при управлении в директорном (ручном) режиме. Как правило, система…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Система автоведения (автопилот) высокоскоростного поезда Сапсан

Активный режим автопилота требует постоянного контроля со стороны машиниста соблюдения требуемых параметров движения (скорости, своевременности воздействия на тягу и торможение, выполнения графика и т.п.). При невключении (несвоевременном включении) тяги рекомендуется перейти на информационный режим автопилота или отключить его и следовать в директорном (ручном) режиме. В случае неприменения (несвоевременного применения) тормозов автопилотом, а также если машинист…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Носовая часть головного вагона, обтекатели и сигналы

Управление кинематикой носовых обтекателей производится с помощью шести пневмоцилиндров, которые попарно управляются благодаря электромагнитным клапанам (110 В). Положение пневмоцилиндров и положение элементов кинематики определяется посредством бесконтактных переключателей 24 В. Снабжение сжатым воздухом производится путем подключения к пневмосистеме. Минимальное давление должно составлять 6,5 атм (стандартное рабочее давление — около 8,5±1 атм). Если производится перевозка в несцепленном…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Головная автосцепка

Головка сцепки с запорным механизмом и стяжной стержень соединены с корпусом тяги и болтами посредством выдвижного шкворня. В задвинутом положении стяжной стержень со сцепной головкой вдвинут в корпус тяги и в них вставлен выдвижной шкворень, при этом выдвижной шкворень располагается в углублении (несквозное отверстие) в корпусе тяги по оси и защищается от выпадения из отверстия…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Межвагонный переход высокоскоростного электропоезда Сапсан

Модуль «Двойное суфле» полностью охватывает раму с креплением на винтах, раму свода, среднюю раму и покрытие пола и состоит из гибкого гофрированного материала. Внутренние волны открыты наружу, а внешние волны — внутрь. Гофры произведены из специального материала и связаны между собой с помощью алюминиевых рам, предназначенных для стабильности формы суфле. Присоединительные косынки служат для связи…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Сцепные устройства, межвагонный переход и носовая часть головного вагона электропоезда Сапсан

Все вагоны ЭВС «Сапсан» соединены между собой неавтоматическими короткими сцепками. По Техническим условиям ОАО «РЖД» от 07.04.2006 г., по лобовым торцам головных вагонов установлены типовые автосцепки СА-3, что обусловливается упрощением процесса оперативного сцепления ЭВС «Сапсан» с маневровыми локомотивами и другим подвижным составом ОАО «РЖД», но делает невозможным использование первой серии «Velaro RUS» ЭВС № 01—08…
Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Тележки электропоезда Сапсан

Конструкция тележки высокоскоростного поезда «Сапсан» (международное обозначение — SF-520) выполнена на основе требований стандарта плавности и обеспечения комфортности поездки. Тележки электропоезда «Сапсан» разработаны и изготовлены на заводе в городе Грац (Австрия), являющемся крупнейшим в Европе производителем многих видов тележек для подвижного состава различных типов. На рис. 3.1 изображены тележки SF-500 электропоезда ICE 3 немецких железных…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Подвешивание тяговых двигателей

Подвешивание ТЭД одной моторной тележки состоит из следующих основных элементов: рама тележки, поддон, два ТЭД, четыре листовые рессоры, четыре шарнирно-болтовых крепления листовых рессор к поддону, четыре жестких крепления листовых рессор к раме тележки, восемь болтов крепления обоих ТЭД, четыре аварийных улавливателя для ТЭД, два аварийных улавливателя для поддона, два ограничительных резиновых буфера поддона, два поперечных…
Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Моторная тележка

Конструкция тележки высокоскоростного поезда «Сапсан» (международное обозначение — SF-520) выполнена на основе требований стандарта плавности и обеспечения комфортности поездки. Тележки электропоезда «Сапсан» разработаны и изготовлены на заводе в городе Грац (Австрия), являющемся крупнейшим в Европе производителем многих видов тележек для подвижного состава различных типов. На рис. 3.1 изображены тележки SF-500 электропоезда ICE 3 немецких железных…
Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Буксовый узел

Буксовый узел состоит из подшипникового узла (блок TAROL), напрессованного на шейку оси колесной пары, разрезного буксового балансира, являющегося элементом рессорного подвешивания 1-й ступени, монтажных деталей буксы, которыми могут являться, например, датчики вращения и заземляющие устройства, встроенного корпуса разрезного буксового балансира термопары для непрерывного контроля температуры буксового узла.
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Обзор некоторых неисправностей компонентов тележек

В публикации в табличных формах приведены некоторые неисправностей компонентов тележек и мероприятия по их устранению, представлены допустимые скорости движения при наличии ползунов, размещена таблица зависимости длины ползуна от его глубины.
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Тяговый редуктор

Тяговый редуктор предназначен для передачи вращающего момента тяги или ЭДТ от зубчатой муфты (узел описывается далее) на колесную пару с одновременным его преобразованием в соответствии с передаточным числом редуктора. Передаточное число — это отношение диаметра большого зубчатого колеса (БЗК) к диаметру малой шестерни (МШ). Передаточное число 3,033 говорит о том, что при передаче вращения от…
Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Зубчатая муфта

Зубчатая муфта предназначена для обеспечения передачи крутящего момента между двумя валами, которые могут менять расстояние между собой в горизонтальной плоскости (сходиться и расходиться) и в вертикальной плоскости (подниматься и опускаться друг относительно друга). В последнем случае происходит перелом оси передачи вращающего момента. Перемещения в горизонтальной плоскости (поперек оси пути) обусловлены возможностью поперечного перемещения ТЭД в…
Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Механическое оборудование фрикционного торможения

Клещевые механизмы заменяют собой тормозные цилиндры и тормозную рычажную передачу и предназначены для получения тормозного нажатия. Тормозной пневмоцилиндр находится внутри каждого клещевого механизма. Синим цветом на рис. 3.108 показаны тормозные накладки с композиционным фрикционным материалом. Применяются клещевые механизмы двух типов: с модулем стояночного пружинного тормоза и без него. Подробное описание внутренней конструкции клещевых механизмов приводится…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Немоторная тележка

Немоторная тележка по своей основной структуре во многом унифицирована с моторной тележкой. К каждой из двух поперечных балок рамы тележки болтами закреплены три клещевых механизма, которые воздействуют на три вентилируемых тормозных диска.
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Колёсная пара

Ось моторной колесной пары является ее основным конструктивным элементом. Она несет массу вагона, т.е. является деталью, передающей нагрузки между рамой тележки и колесами. Ось нагружается циклическим изгибом и подвергается изгибу от статических и динамических нагрузок, а также кручению от тяговых или тормозных нагрузок. Ось моторной колесной пары имеет цилиндрическую форму, внутри она полая с отдельными…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Размещение основного оборудования высокоскоростного электропоезда Сапсан

Поезд в варианте B1 для эксплуатации в односистемном режиме сети 3 кВ постоянного тока может формироваться на базе варианта В2 за счёт снятия силовых компонентов переменного тока на крыше и главного трансформатора в подвагонном пространстве вагонов с трансформатором TR T 03 / TR T 08. Посредством оборудования предназначенных для эксплуатации в односистемном режиме поездов в…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Внутреннее оснащение вагонов электропоезда Сапсан

Внутри каждого вагона оборудован пассажирский салон соответствующего класса, при этом  все сиденья в салоне имеют регулируемые спинки, откидные столики, подлокотники и опоры для ног а климатические установки, включающие кондиционеры, позволяют поддерживать нужную температуру, влажность, обеспечивать приток наружного и удаление вытяжного воздуха, ультрафиолетовую очистку. Кроме того, к внутреннему оснащению вагонов относятся компоненты интегрированных систем и кабины…
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Композиция состава и внутреннее оснащение вагонов высокоскоростного электропоезда Сапсан

Композицией состава называется строго установленный порядок расположения вагонов с учетом особенностей обращения и технических правил эксплуатации поезда. Конструктивно поезд состоит из двух тяговых секций, каждая из которых включает в себя пять расположенных по определенной схеме вагонов. Состав тягового оборудования на каждой секции одинаков. Эксплуатируются поезда при 10-вагонной составности. Как уже было отмечено, поезда выпущены в…
Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Разработка технологической платформы высокоскоростного электропоезда Сапсан

Для условий России концепция «Velaro» была серьезно доработана, при этом учтены рекомендации российских специалистов, основанные на 20-летнем опыте эксплуатации электропоездов ЭР-200 и поездов «Невский экспресс» с электровозами ЧС-200, а именно: проведены конструкционные изменения тележек для ширины колеи 1520 мм и их адаптация к конструктивным особенностям верхнего строения пути, диапазон рабочих температур электропоезда — от —40…
  • Тип (серия):

Яркий логотип Интернет-сайта Машинист электропоезда и Эсткор

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

Поддержку Интернет-ресурса осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" (ОГРН: 1205000045700, ИНН/КПП: 5012102260/501201001). Все права защищены.

Обратная связь

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980