Электропоезда постоянного тока (ЭР2, ЭР2Т, ЭД2Т, ЭД4, ЭД4М) Б.К. Просвирин

В книге описаны конструкции электропоездов постоянного тока ЭР2, ЭР2Т, ЭД2Т, эксплуатируемых в настоящее время; особенности поезда ЭД4М. Подробно рассмотрены электрические схемы силовых и вспомогательных цепей, цепи управления. Описывается работа механического, пневматического и электрического оборудования. Книга предназначена в качестве учебного пособия для учащихся ПТУ, дорожных технических школ, машинистов. Книгу также можно использовать для технических занятий с локомотивными и ремонтными бригадами в депо.

Электропоезда постоянного тока

Борис Константинович Просвирин. Учебное пособие для учащихся образовательных учреждений ж.-д. транспорта, осуществляющих начальную профессиональную подготовку.

Борис Константинович Просвирин. Учебное пособие для учащихся образовательных учреждений ж.-д. транспорта, осуществляющих начальную профессиональную подготовку. Редакторы: Сергеев Н.А., Богдасарова Г.Н. Корректор: Каменская Н.А.
Художники: Улъяненкова В.А., Соколов А.С. Компьютерная верстка: Пирязев К. В.

От Автора

В данном учебном пособии сделана попытка описать в доступной форме конструкции, принципы действия и основные характеристики электрического, механического и пневматического оборудования электропоездов постоянного тока. За основу взяты наиболее распространенные поезда ЭР2Т и ЭД2Т. Поскольку конструктивно они принципиально одинаковы, описание является общим, на существенные различия в их схемах сделаны ссылки.

Определенное место уделяется рассказу об электропоезде ЭР2, который модернизируется и усовершенствуется. В первую очередь, это относится к тяговой передаче. Электропоезда ЭР2 еще будут какое-то время работать, и их описание дается в сжатой конспективной форме.

Более подробно рассмотрены перспективные поезда с электрическим торможением, которое все шире применяют на моторвагонном подвижном составе. В связи с этим приведено описание работы двигателей в режимах тяги и торможения, действие полупроводниковых приборов и выпрямительной техники, рассмотрена работа электрических тормозных схем.

Электропоезда ЭТ2 Торжокского завода ввиду их ограниченного выпуска и электропоезда ЭР2Р не рассматриваются, так как, несмотря на некоторые различия, они представляют собой те же составы ЭР2Т. Отдельная глава отведена описанию поездов ЭД4 и ЭД4М. На этих электропоездах вместо традиционной и отлаженной электроаппаратуры Рижского электротехнического завода установлена аппаратура Новочеркасского электровозостроительного завода. Принцип действия аппаратов не изменился, но их конструкция совершенно иная. Первый опыт эксплуатации показал, что электровозная аппаратура, перенесенная на электропоезд, не всегда работает удовлетворительно в изменившихся условиях: она расположена в подвагонных ящиках, а не в высоковольтной камере, характеризуется более частыми включениями и отключениями, сравнительно малые токи создают трудности при дугогашении и др. Поскольку аппаратура в настоящее время совершенствуется, в книге приведено только краткое описание некоторых основных узлов и
электрических схем.

Как показывает практика, электрические схемы при кажущейся простоте вызывают наибольшие затруднения у обслуживающего персонала. Поэтому перед описанием схем завода-изготовителя, как правило, приведены упрощенные схемы, что должно облегчить понимание материала. Такой же метод используется и при разборе сложных пневматических схем и тормозного оборудования. Первая глава учебного пособия посвящена механическому оборудованию как самой ответственной части, обеспечивающей безопасную работу электропоезда. В последующих главах описаны часто встречающиеся неисправности, приведены рекомендации по их поиску и устранению. Рассмотрена работа автоматической локомотивной сигнализации, скоростемеров. Уделено внимание вопросам техники безопасности. В заключение изложены рекомендации по эксплуатации электропоездов.

В данной работе не предполагалось дать исчерпывающий справочный материал, в ней в основном рассмотрены ответственные узлы оборудования, позволяющие понять, как работает электропоезд и технически грамотно его эксплуатировать.

Книгу желательно прочесть целиком, обратив особое внимание на схему электропневматических тормозов (см. раздел об электропоездах ЭР2.). Ее следует твердо усвоить, так как на электропоездах ЭР2Т, ЭД2Т и т.д. схема ЭПТ та же, но усложненная, выполняющая дополнительные функции.

Электропоезд ЭР2

Механическая часть электропоездов постоянного тока

Пятнадцатого октября 1929 г: состоялось официальное открытие первого электрифицированного участка России Москва — Мытищи Северных железных дорог. Но еще в начале августа первая отечественная трехвагонная электросекция Св001, которая рассматривалась в то время как поездная единица, совершила опытную поездку до станции Мытищи (18 км).
Электропоезд ЭР2

Тяговые двигатели и вспомогательные машины

Принцип действия электрической машины основан на использовании электромагнитной индукции и взаимодействии проводника с током с магнитным полем.
Электропоезд ЭР2

Электрические аппараты

Электрические аппараты, применяемые на электропоездах постоянного тока для коммутации и переключения в силовых цепях, схемы выпрямления.
Электропоезд ЭР2

Электрические схемы

В силовую цепь моторного вагона входят токоприемник, устройство защиты от радиопомех, разрядники, аппараты защиты, тяговые двигатели и ряд специальных аппаратов. С их помощью осуществляется соединение пускотормозных резисторов и тяговых двигателей с контактной сетью и рельсами, изменяют направление вращения якорей двигателей, регулируют ток возбуждения, выводят резисторы, переключают тяговые двигатели из режима тяги в режим электрического торможения…
Электропоезд ЭР2

Некоторые особенности в конструкции электропоезда ЭД4М и изменения в электрических схемах

Электропоезд ЭД4М (модель 62.301) является модификацией электропоезда ЭД4 и имеет ряд конструктивных отличий, повышающих его технический уровень и комфортность. Так, изменен вид лобовой части головного вагона, на головных вагонах установлены электронные маршрутные указатели, а в салонах — информационные табло. Внедрены стационарные устройства аэрозольного пожаротушения, система сигнализации о загораниях и неисправностях.
Электропоезд ЭР2

Автоматическая локомотивная сигнализация (измерительные приборы)

Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛСН) работает в сочетании с автостопом, регистрирующим скоростемером, устройствами контроля скорости с периодической проверкой бдительности машиниста. Электропневматический клапан автостопа (ЭПК) осуществляет экстренное торможение поезда в случае превышения контролируемых скоростей при запрещающих показаниях локомотивного светофора. ЭПК срабатывает также при потере машинистом способности управлять электропоездом, когда он не нажимает рукоятку бдительности в ответ на…
Электропоезд ЭР2

Пневматическое оборудование тормоза

На каждом головном и прицепном вагоне установлены два главных резервуара объемом по 170 л. Они служат для запаса сжатого воздуха и его охлаждения. В них собираются конденсат и масло. Резервуары установлены под вагоном и соединены последовательно между собой. Главный резервуар представляет собой цилиндр с выпуклыми днищами. Цилиндрическая часть изготовлена из листовой стали толщиной 5...6 мм…
Электропоезд ЭР2

Виды и характеристики технического обслуживания и ремонта электропоездов

Перечень работ, выполняемых локомотивной бригадой при ТО-1, краткие характеристики технического обслуживания ТО-2, ТО-3 и текущих ремонтов ТР-1, ТР-2, ТР-3, обслуживание механического оборудования, общие требования к электрическим аппаратам, проверка технического состояния и подготовка электропоезда к работе на линии, управление электропоездом в режиме тяги и торможения, техника безопасности при обслуживании электропоездов...
  • Тип (серия):

  • Рубрикатор:

Электропоезд ЭР2

Электропоезд ЭР2

Приведены электрические и пневматические схемы; показано расположение оборудования; даны основные рекомендации по управлению электропоездом, технике безопасности, по устранению возможных неисправностей механической части и аппаратов.
Электропоезд ЭД4М

Расположение оборудования, обнаружение и устранение неисправностей на электропоездах серии ЭД4М

Расположение оборудования, обнаружение и устранение неисправностей на электропоездах серии ЭД4М. Памятка составлена на основе рекомендаций локомотивным бригадам по устранению неисправностей на электропоездах, разработанных в моторвагонных депо Октябрьской ж.д., Московской ж.д., Свердловской ж.д. и Западно-Сибирской ж.д.
Электропоезд ЭР1

Электропоезд ЭР1

В 1957 г. было выпущено пять опытных электропоездов типа ЭР1 (электропоезд рижский — первый). Выпуск установочной партии электропоездов ЭР1, описываемых в настоящей книге, начат со второй половины 1958 г.
Яркий логотип Интернет-сайта Машинист электропоезда и Эсткор

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

Поддержку Интернет-ресурса осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" (ОГРН: 1205000045700, ИНН/КПП: 5012102260/501201001). Все права защищены.

Обратная связь

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980