Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛСН) работает в сочетании с автостопом, регистрирующим скоростемером, устройствами контроля скорости с периодической проверкой бдительности машиниста. Электропневматический клапан автостопа (ЭПК) осуществляет экстренное торможение поезда в случае превышения контролируемых скоростей при запрещающих показаниях локомотивного светофора. ЭПК срабатывает также при потере машинистом способности управлять электропоездом, когда он не нажимает рукоятку бдительности в ответ на свисток ЭПК или на световой сигнал. Таким образом, основная роль автостопа — предупреждение проездов светофора с запрещающими показаниями и остановка поезда, если допустимая скорость была превышена.
Локомотивный скоростемер является самопишущим измерительным прибором. Он фиксирует на диаграммной ленте скорость движения, пройденный путь, время, давление в тормозных цилиндрах, показания красного, красного с желтым и желтого огней локомотивного светофора АЛСН и включенное положение автостопа. Диаграммную ленту изготавливают из бумаги и покрывают слоем сернокислого бария. Ее ширина — 79,5 мм, на расстоянии 2,5 мм от нижнего края проходит пулевая линия скорости. Для облегчения расшифровки ленты на ней типографским способом отпечатаны цифры и линии. На расстоянии 40 мм вверх от линии нулевой скорости проходит горизонтальная линия, соответствующая скорости 150 км/ч. Промежуток между линиями нулевой скорости и максимальной поделен на 15 частей (расстояние между смежными линиями соответствует 10 км/ч). В каждый момент времени скорость электропоезда можно определить по высоте подъема кривой над нулевой линией.
В электрических цепях электропоезда амперметр и вольтметр являются основными измерительными приборами. Измерение тока может быть прямым и косвенным. В первом случае измеряемую цепь прерывают и в рассечку проводов последовательно с нагрузкой включают амперметр. Прибор в таком случае должен быть по возможности низкоомным, чтобы он не влиял на протекающий в цепи ток.
Частотомер имеет электромагнит со стальным якорем, расположенным на основании гребенки со стальными пластинами (язычками). Основание укреплено на упругих пружинах. Катушка электромагнита включается в цепь переменного тока. При прохождении переменного тока по катушке электромагнит создает магнитное поле, пульсирующее с частотой изменения тока, поэтому якорь периодически притягивается электромагнитом и передает свои колебания (импульсы) основанию с язычками. За каждый период измеряемого напряжения якорь притягивается дважды. Так, при показании прибора 50 Гц язычки совершают 100 колебаний в секунду.
Счетчик Д-621, применяемый на электропоездах, относится к приборам ферродинамической системы. Он смонтирован в высоковольтном шкафу на резиновых амортизаторах с наружным шунтом-датчиком и добавочным ограничивающим резистором. Счетчик можно сравнить с миниатюрным электрическим двигателем, который состоит из неподвижной токовой обмотки ТО (через нее проходит весь силовой ток моторного и прицепного вагонов) и подвижной обмотки напряжения, состоящей из шести последовательно соединенных катушек R, укрепленных на изоляционном диске. Эта обмотка через добавочный резистор включена между контактной сетью и “землей”, а ее выводы подсоединены к шести коллекторным пластинам К, которые через контакты щеток Ш связаны с внешней цепью.
Система автоматического ведения электропоезда (САВПЭ)
В настоящее время на сети дорог успешно внедряется система автоматического ведения электропоезда. Она предусматривает автоматический разгон поезда до требуемой скорости, поддержание скорости и ее снижение перед сигналами, требующими ограничить скорость, предупреждениями, а также безусловную остановку электропоезда перед запрещающими сигналами. При приближении к остановочным пунктам торможение выполняет машинист.